Posted 26 июля 2006,, 20:00

Published 26 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Три лика оппозиции

Три лика оппозиции

26 июля 2006, 20:00
После объединения на этой неделе партий Жизни и «Родины» окончательно оформились контуры новых оппозиционных сил, которым предстоит штурмовать Госдуму на выборах 2007 года. Новая партия Миронова–Бабакова стала очередным «капканом для избирателя», созданным по распоряжению Кремля. Тем временем оппозиция, не подконтрольн

Тактика создания партий-клонов для окружения избирателя «партийными капканами» была успешно опробована еще на прошлых выборах в Госдуму в 2003 году. Теперь аналогичный партийный капкан создается в лице объединенных партий Жизни и «Родины». Сергей Миронов пообещал сделать новую партию «оппозиционной», но при этом поддерживающей президента Путина и его преемника. Оппонировать партия обещает «Единой России», но отбирать голоса намерена у КПРФ. В настоящее время за «Единую Россию», по данным «Левада-Центра», готовы проголосовать 46% от общего числа желающих участвовать в выборах. На втором месте КПРФ с 19%, на третьем – ЛДПР с 9%. Остальные партии набирают много меньше 7%-ного барьера. Однако для получения конституционного большинства «единороссам» необходимо или искусственно снизить результаты основных конкурентов (прежде всего КПРФ), или провести в парламент «дружественную» партию. Именно такой партией и может стать новая партия Миронова–Бабакова. Впрочем, ей потребуется очень серьезная «раскрутка». На сегодняшний день рейтинг «Родины» снизился с 7%, когда во главе ее был Дмитрий Рогозин, до 3%. Рейтинг же партии Жизни стабильно не поднимается выше 1%.

В связи с проведенной недавно конференцией «Другая Россия» среди противников Кремля, в свою очередь, произошел раскол. Это мероприятие задумывалось как собрание всех оппозиционных сил, однако в последний момент было проигнорировано всеми ведущими оппозиционными партиями. Руководство СПС отказалось участвовать из-за присутствия на «Другой России» Лимонова и Анпилова, «Яблоко» – из-за «нецелесообразности», а коммунисты – из-за того, что «Другая Россия» «гонит страну по губительным для нее либеральным рельсам». В ответ исключенный за участие в «Другой России» из партии «Родина» экономист Михаил Делягин назвал руководителей перечисленных партий «агентами Кремля».

Доля истины в этом есть. Очевидно, что к данным партиям, несмотря на их оппозиционность, власть относится вполне благосклонно. Они успешно прошли перерегистрацию и не испытывали проблем с участием в региональных выборах. Впрочем, в отличие от стабильно проходящих в Госдуму коммунистов рейтинги обеих либеральных партий устойчиво находятся в диапазоне 2–4%, причем возможное объединение сложения процентов не дает. По данным «Левада-Центра», блок «Яблока» и СПС мог бы рассчитывать не более чем на 3% голосов.

У участников же «Другой России», как сказал «НИ» руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин, шансов на выборах нет, даже если бы они могли в них участвовать. Впрочем, нововведения в избирательное законодательство сделали это невозможным. В частности, минимальное количество членов для регистрации партии поднято до 50 тыс. По этой причине так и не были созданы партия «Наш выбор» Ирины Хакамады и Единая народная партия солдатских матерей. Национал-большевикам было отказано в регистрации из-за недочетов в документах, а обжалование в суде ничего не дало. Сейчас проблемы с регистрацией возникли у Республиканской партии Владимира Рыжкова, у которой Минюст то не принимал финансовый отчет, то не признавал результаты съезда, а недавно ликвидировал одно из региональных отделений.

Директор Центра политической информации Алексей Мухин сообщил «НИ», что «Другая Россия» «институализировала несистемную оппозицию», которая «финансируется из-за рубежа» и «закладывает идеологическую основу проекта, аналогичного «оранжевому». По словам политолога, участвовавшие в «Другой России» организации получают основную часть средств от американских фондов, однако финансирование осуществляется не напрямую, и поэтому «формально доказать ничего нельзя». Впрочем, «оранжевая» революция в России пока что маловероятна. По словам Алексея Мухина, для этого в следующем году должны одновременно разразиться политический, экономический и социальный кризисы. В политике кризис возможен только из-за неопределенности дальнейшей судьбы «Единой России», которая «похожа на бомбу». Экономический же кризис в условиях высоких цен на нефть маловероятен. Социальный кризис могут спровоцировать «неосторожные движения властей», такие, как монетизация льгот и скандалы с обманутыми дольщиками, но «Кремль сейчас этим озаботился».

"