Posted 26 июня 2012,, 20:00

Published 26 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:33

Updated 8 марта, 05:33

Поправка для Майкла Джексона

Поправка для Майкла Джексона

26 июня 2012, 20:00
Поправкам к федеральному закону «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» всего две недели от роду. Однако оперативности и бурному вхождению новых законодательных новелл в жизнь общества могут позавидовать любые другие правовые акты, когда-либо принятые нашим парламентом.

Если вспомнить все перипетии, предшествовавшие принятию закона о митингах, то его можно еще назвать и самым скандальным. Однако массовые протесты граждан и даже невиданная доселе «итальянская забастовка» парламентской оппозиции не смогли убедить депутатов от партии власти воздержаться от утверждения изменений в акте о публичных мероприятиях.

Но вот непопулярный закон вступил в силу. И с первых же дней своего влияния на общественную жизнь в стране показал свой запретительный, если не сказать репрессивный, характер. «Удивляет не столько антиобщественный характер поправок в закон о митингах (это было известно еще на стадии обсуждения), сколько шустрость его вхождения в публичную жизнь, – сказал «НИ» эксперт Гильдии парламентских журналистов Прохор Селиванов. – Пожалуй, никогда ранее чиновничья рать с таким упоением и неудержимым энтузиазмом еще не претворяла в жизнь ни один общегражданский закон. Похоже, представители властных структур получили в свое распоряжение именно то табельное оружие, о котором давно мечтали».

И у этого «табельного оружия», как оказалось, весьма широкий спектр применения, а точность попадания можно оценить как нанесение удара по площадям. Первые жертвы обновленного митингового закона не заставили себя долго ждать. Так, 9 июня, в первый день действия поправок, активист движения «Солидарность» Олег Козловский и его друг Всеволод Чернозуб вышли на Пушкинскую площадь с вполне безобидным плакатом и тут же были задержаны за несогласованное пикетирование. Их уже успели назвать первыми «арестантами закона о митингах», но в действительности им грозит судебное разбирательство и до 20 тысяч рублей штрафа.

В минувший понедельник в Москве к семи суткам ареста и 20 тысячам рублей штрафа был приговорен активист «Другой России» Марат Салахиев. Такой приговор ему вынесли за участие в двух пикетах у станции метро «Новокузнецкая». Правоохранители сочли, что плакат «Россия без Путина» «носит антипрезидентский характер и призывает к свержению основ конституционного строя».

Кроме индивидуально пострадавших от нового закона о митингах появились и первые коллективы. Так, вчера стало известно, что мэрия Москвы отказалась согласовать митинг «Левого фронта», сославшись на новую редакцию закона о публичных мероприятиях. Организация, лидером которой является Сергей Удальцов, собиралась провести 1 июля митинг против вступления России во Всемирную торговую организацию. Причина отказа – ссылка на положение в новом законе, которое гласит, что организатором мероприятия не может выступать гражданин, два или более раз привлекавшийся к административной ответственности за нарушения в ходе публичных мероприятий. А Сергей Удальцов, как широко известно, именно такой случай.

Впрочем, юристы считают эту мотивацию неправомерной. «Как известно, закон не имеет обратной силы, – сказал «НИ» правовед Дмитрий Качанов. – Заметим, что поправки в закон о митингах были приняты после последнего привлечения Сергея Удальцова к административной ответственности. Заявление же руководителя департамента региональной безопасности Москвы Алексея Майорова о том, что «если граждане привлекались к ответственности, то они организаторами быть не могут», можно отнести к заурядному юридическому крючкотворству. Если следовать логике г-на Майорова, то однажды привлеченный к административной ответственности гражданин пожизненно поражен в праве на организацию публичного мероприятия? Полный абсурд».

Действительно, события в «театре абсурда» ширятся и множатся. Вчера, например, в Нижнем Новгороде дюжина активных горожан встретились у памятника козе, купили в ближайшем магазине хлеб и проследовали к Кремлю. На входе сотрудники полиции, прочитав написанный на плакатах текст «Мы идем за батоном, а мэрия против» и «Больше трех за батоном не ходить!!!», не нашли криминала в действиях и пропустили креативных граждан к городской резиденции.

«Эта акция была проведена в рамках проекта «Жизнь по закону». Активисты из разных городов собираются наглядно показать абсурдность новой редакции закона, согласно которой суд может признать митингом любое скопление людей: хоть свадебную процессию или похороны, хоть крестный ход или несанкционированный выгул группы хомячков», – сказала «НИ» правозащитница Ольга Горбунова.

А вот в понедельник, в третью годовщину смерти Майкла Джексона к консульству США в Санкт-Петербурге пришли два десятка поклонников певца, чтобы коллективно выразить свою скорбь. Однако полиция, прочитав укрепленный на ограде плакат «Мы помним. Мы скорбим», сочла происходящее как не согласованную с органами власти акцию и решительно ее пресекла на корню. В качестве организатора полицейские задержали человека, «косившего» под Джексона. На него составлен протокол об административном правонарушении по статье «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

«Вот наш законодательный ответ Майклом Джексоном за не отмененную конгрессом США поправку Джексона–Вэника», – не без иронии заметил эксперт Прохор Селиванов.

"