Posted 26 мая 2010,, 20:00

Published 26 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:12

Updated 8 марта, 07:12

Чистка по-братски

26 мая 2010, 20:00
Вчера губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, которому «Единая Россия» недвусмысленно пригрозила исключением из состава совета сторонников партии за ее поражение на выборах мэра Братска, сделал из этого кадровые выводы. Он уволил сразу троих высокопоставленных региональных чиновников. Сами отвергнутые избирателя

Напомним, что в минувшее воскресенье «Единая Россия» на досрочных выборах мэра Братска потерпела чувствительное поражение. Ее кандидат Сергей Гришин и другой активист «ЕР» Александр Доскальчук, не выбывший из борьбы в пользу однопартийца вопреки указаниям сверху, набрали на двоих меньше голосов избирателей, чем коммунист Александр Серов. До этого единороссы уступили КПРФ на выборах градоначальника Иркутска, а в Усть-Илимске их обошли эсэры. Понятно, что руководство правящей партии не в восторге от результатов, которые она показала в Иркутской области. Оно намерено сделать оргвыводы. Не вызывает сомнения, что под партийную «раздачу» в той или иной мере должен попасть и губернатор Дмитрий Мезенцев – членского билета у него нет, но глава региона состоит в совете сторонников партии.

Не дожидаясь, когда плохо скрываемое раздражение «ЕР» выльется в практические действия, г-н Мезенцев, как сообщила его пресс-служба, отстранил от должностей первого зампреда правительства региона Юрия Параничева, начальника управления губернатора и правительства области по региональной политике Сергея Кушнарева и советника главы региона Евгения Канухина. «За выборы в Братске ответственно региональное правительство, но не потому, что проиграли на выборах, а потому, что люди не удовлетворены заботой местных властей и областных. Надо учитывать мнение горожан», – счел нужным довольно витиевато пояснить губернатор. По мнению экспертов, на этих чиновников выбор пал не случайно. Во всяком случае, на двоих из них. Г-н Параничев – выдвиженец бывшего губернатора Александра Тишанина, который оказался «чужим среди своих», а с г-ном Канухиным, бывшим мэром Ангарска, отношения у руководства, говорят, не очень складывались.

Между тем ни Сергей Гришин, ни Александр Доскальчук, лично провалившиеся на братских выборах, пока никаких последствий для себя не ощущают. Как отмечает первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» по вопросам региональной политики Сергей Неверов, с кадровыми выводами торопиться не надо. По его словам, обсуждение решений об отставках и новых назначениях, если они назреют, будут вынесены на президиум. «Только после всестороннего анализа ситуации мы составим списки партийцев, согласно которым одни понесут наказание, другие получат поощрение», – сообщил он «НИ». Возможно, среди «кандидатов на выход» маячит и фигура бывшего братского градоначальника Сергея Серебрянникова, который, как считается, поддерживал не проходного с партийной точки зрения Александра Доскальчука. Во всяком случае, г-н Неверов признался «НИ»: «Понятно, что Серебрянников и Доскальчук действовали в одной связке. Когда первый был мэром Братска, второй имел полномочия заместителя». Как бы то ни было, чашу печального опыта Иркутской области партии предстоит испить сполна.

Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев считает, что провал спровоцировал не кадровый кризис партии в регионе, а отсутствие внятной и реальной программы развития на самое ближайшее будущее. «Дело в том, что Иркутская область – несчастная область. Частая смена губернаторов, политическая возня вызвали раздражение местного населения. И поэтому это было скорее протестное голосование. Людям важно, как они будут жить, причем не по стратегическим планам на 20 лет вперед, а сейчас, сегодня и завтра. И политсовет должен заняться разработкой такой программы, а не выяснением, кто виноват», – заявил «НИ» г-н Глазычев.

По мнению директора Центра политических технологий Игоря Бунина, в политической борьбе к креслу мэра, когда многое зависит от силы губернаторского влияния, могут привести два пути. «Первый – «чеченский», когда губернатору достаточно в волевом порядке расставить знаковые силы и определить каждому свое место. Второй – «красноярский», то есть формирование сильной коалиции, которую в свое время смог создать Александр Хлопонин», – пояснил «НИ» политолог. По его словам, «Дмитрий Мезенцев, конечно, хороший администратор, но у него нет политического прошлого». «И это сразу сказалось на его беспомощности в вопросах влияния на ход и результаты выборов. У него нет ни тоталитарной силы, ни способности создавать сильные коалиции, – отметил г-н Бунин. – Впрочем, коалицию создавать там действительно сложно, поскольку Иркутская область – максимально полицентрический регион. Там каждый центр, будь то Братск или Иркутск, живет своей жизнью. И потом надо понимать, что эта область особая – с сильной исторической традицией оппозиционности».

"