Posted 26 мая 2004,, 20:00

Published 26 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Кремлевское дефиле

Кремлевское дефиле

26 мая 2004, 20:00
Вчера в Мраморном зале Кремлевского дворца Владимир Путин зачитал ежегодное послание Федеральному собранию. Себя показать и на других посмотреть собрались более семисот чиновников и политиков.

Утром сотрудники администрации президента, спешащие на службу в Кремль, с недоумением наблюдали длинную очередь у КПП самой главной башни страны. Столпотворение у служебного входа Спасской башни образовали журналисты. Усатый кремлевский майор в каком-то фантастическом комбинезоне цвета хаки сверял редакционные удостоверения со списками, коротко комментируя: «Наш», если журналист отечественный, или «Не наш», если зарубежный.

Вообще ежегодное послание мероприятие особенное. Где еще можно вот так запросто увидеть всех депутатов (они и в Думе-то редко собираются), сенаторов, губернаторов и министров? Ясно, что дело тут не в самом послании. Его же можно разослать с фельдъегерями или просто посмотреть по телевизору. Кстати, вся журналистская братия была вынуждена следить за президентской мыслью по специально установленным в фойе телевизорам.

Оказаться в числе 700 избранных слушателей президента весьма почетно. Стало быть, ты элита – не последний человек в государстве российском! В этом смысле ежегодный проход перед десятками телекамер по мраморной лестнице в кремлевский зал более всего походит на столь же пафосное дефиле мировых кинозвезд по знаменитой красной дорожке Каннского фестиваля. Разве что никто не останавливался позировать перед объективами. Почти никто…

По сверканию вспышек фотокамер можно судить, кто фигура, а кто так себе. И тут рейтинг не купишь. Появился председатель совета директоров компании ЮКОС Виктор Геращенко – и тут же море света. А вот губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко – всего пара блицев. Выборы-то прошли. Зато ее алтайский коллега Михаил Евдокимов вызвал шквал вспышек. Правда, заметно, что человек он в Кремле новый. Вместо униформы отечественного политического бомонда – строгий черный (темно-синий) костюм – он пришел в светлом пиджаке с темными брюками.

Мужчинам в этом смысле проще. Женщинам же, чтобы выглядеть нарядно, но солидно, приходиться стараться. По строгому, но элегантному брючному костюму госпожи Матвиенко, например, сразу видно, что она не первый год во власти. А вот лидер молодежной «Единой России» Александра Буратаева пришла в белом летнем пиджаке. Несолидно, да и погода не та.

Элита элитой, но контроль приглашенные тоже проходили. Однако и здесь были исключения. Идет, скажем, Александр Коржаков. Его кремлевская охрана знает в лицо, даже честь отдает. Коржаков же с офицером за руку здоровается, по-домашнему так. Или вот мимо охраны, не снижая скорости, бодро промаршировала группа плотных людей в штатском – и сразу в зал, тоже президента слушать. Охрана аж по стойке смирно вытянулась, а те и глазом не повели. Зато глава МЭРТ Герман Греф – человек, от военных порядков далекий, и потому от лихого козыряния даже вздрогнул. Хотя, может, просто недавнюю поездку в Грозный вспомнил.

Кстати, о Грозном. Первый заместитель и.о. президента Чечни, сын покойного президента республики Рамзан Кадыров тоже пришел, хотя по рангу и не положено. Вот Александр Хлопонин своих замов в Красноярске оставил, пришел один. Ему, кстати, тоже почтительно козырнули – видно, частый в Кремле гость. Прессе Рамзан показываться не стал и как-то незаметно проскользнул через вход для журналистов. В итоге они, раздосадованные тем, что упустили такого человека, долго пытали советника президента Асламбека Аслаханова: кто будет участвовать в выборах в Чечне и кто победит? Тот отвечал по-восточному уклончиво, мол, будут все: и московские чеченцы, и местные. А кто победит – один Аллах знает.

У каждого свои интересы. Министр ЧС Сергей Шойгу вошел бодрым шагом и тут же скрылся в курилке. Владимир Жириновский направился к книжному прилавку. Купил книгу по философии. На вопрос, себе ли взял, махнул рукой на топтавшегося за спиной сына: «Это для него. Ему в 14-м в президенты идти». Судя по унылому выражению на лице, сына такая перспектива вовсе не радует.

О прилавках надо сказать отдельно. Как и положено, на солидном мероприятии в фойе Управление делами президента развернуло торговлю. Ассортимент в основном книги, причем весьма актуальные. Рядом стоят «Жизнь животных» Брема, «Метаморфозы» Овидия и «Русский преферанс» неизвестного автора. Шефа московского бюро катарского канала «Аль Джазира» Акрама Хузама заинтересовало издание Корана в кожаном переплете всего за 4500 рублей, но почему-то на дореформенном языке с ятями и ижицами. Библии, увы, не оказалось. То ли уже купили, то ли не завезли. Тут же сувенирная продукция с державной символикой. Особенно меня поразила фарфоровая бутылка водки «За службу и храбрость» с изображением ордена Святого Великомученика Победоносца Георгия (3500 руб.).

После третьего звонка Владимир Путин начал зачитывать свое послание. Фойе в эти 47 минут напоминало солдатский привал: сваленные в кучу штативы телекамер, кофры фотографов, слоняющиеся без дела журналисты. Трое сотрудников администрации лениво обсуждают, что им делать – спуститься в буфет, заглянуть в курилку или «подняться на балкончик послушать президента»? Выбрали буфет. За всех пришлось работать пресс-секретарю президента Алексею Громову. Пожаловалась американская журналистка на то, что президента в телевизоре плохо слышно, так через пару минут голос Путина зазвучал во всем здании, как с небес.

Воодушевленные речью президента политики и чиновники на улицу выходили плотной толпой, делясь впечатлениями. Тут уж журналисты действовали, как хищники. Хором звали Романа Абрамовича: «Роман Аркадьевич! К нам идите, к нам!». Но по обыкновению веселый начальник Чукотки только ручкой помахал и был таков. Следующий всплеск энтузиазма вызвал упущенный вначале Рамзан Кадыров в компании и.о. президента Чечни Сергея Абрамова. Но и к ним было не подступиться. Чеченская делегация даже в Кремле была в плотном кольце то ли соратников, то ли охранников.

Впрочем, не все стремились уйти от внимания прессы. Кое-кто, наоборот, его жаждал. Один депутат от «Единой России» сердито выговаривал по телефону своему пресс-секретарю: «Камер тут много, к какой идти? Дай мне телефон журналиста».



Что сказал президент? «Новым Известиям» отвечают:

Михаил МАРГЕЛОВ, председатель комитета Совета Федерации по международным делам:

– В этом году послание сильно своей международной частью. В начале был очень четкий внешнеполитический раздел, в котором Владимир Путин сказал об укрепившихся позициях России на международной арене. Готов подписаться под этими словами. Очень четко прозвучало, что стратегическим является движение нашей страны к Евросоюзу и взаимодействие с ним на уровне экономик, культур, общественно-политических систем, если хотите. Надеюсь также, что мои коллеги в ПАСЕ и других международных организациях отметили для себя сказанное президентом в части построения в России рыночной экономики и наращивания гражданских свобод. Думаю, все те, кто после парламентских и президентских выборов ставил вопрос «авторитаризм или ползучая диктатура?», получили совершенно четкий ответ из первых уст. Никакой диктатуры нет.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, лидер объединения «За достойную жизнь», депутат Госдумы:

– Думаю, никто не будет возражать против целей повышения уровня жизни и экономического роста, объявленных в президентском послании в качестве главных целей социально-экономической политики государства. Проблема, однако, заключается в методах достижения этих целей. К сожалению, послание не содержит ясных ответов на вопрос – как правительство и ЦБ обеспечат решение поставленных президентом задач. Думаю, что нынешнему составу правительства и руководству ЦБ это не по плечу. В президентском послании темы повышения оплаты труда и увеличения доходов бюджета деликатно обойдены молчанием. Даже задача возврата в бюджет природной ренты, о чем так много говорилось в последнее время, не упоминается. Очевидно, что без 2–3-кратного повышения оплаты труда такие поставленные в послании задачи, как организация массового жилищного строительства на основе ипотечных кредитов, повышение качества здравоохранения на основе развития медицинского страхования, реформа образования решены должным образом не будут. Особое беспокойство вызывают планы реформирования образования и здравоохранения, которые предполагают существенное сужение сферы бесплатных услуг.

Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, депутат Госдумы:

– Позитивно я оцениваю социальную часть президентского послания, в которой говорилось о необходимости обеспечения основной категории граждан жильем, качественной медициной и хорошим образованием. Весьма кстати глава государства указал на необходимость снижения уровня инфляции, не уточняя, правда, сроков. Боюсь, что эта задача отодвинется на 2010 год. Разочаровало меня то, что в послании ни слова не было сказано о построении Союзного государства России и Белоруссии. Это означает, что проект «Союзное государство» фактически заморожен на неопределенный срок. В остальном послание изобиловало призывами бороться с бедностью, но о том, как именно с ней предполагается бороться, президент также ничего не сказал.

Людмила НАРУСОВА, член Совета Федерации:

– Президентское послание – очень положительное событие в общественно-политической жизни страны. Помимо традиционных стратегических направлений речи президента, он сделал акцент на улучшении качества жизни каждого конкретного человека. На обеспечении каждого жильем, образованием, медицинскими услугами. Я думаю, что эти акценты как раз могут стать тем компромиссом, той национальной идеей, которую ищет наше общество.

Сергей МИТРОХИН, заместитель председателя партии «Яблоко»:

– В послании был фактически использован Демократический манифест Григория Явлинского и нашей партии. Смысл его в том, что экономику XXI века могут строить только свободные люди в свободном обществе. Референты президента, видимо, сочли, что эта идея может стать стержневой в послании, и вставили ее туда. Однако не учли того, что начинка выступления на реальном состоянии дел в России никак не отражается. После красивой фразы о свободных людях в свободном обществе президент дал команду «фас», натравливая власть на правозащитные организации, подвергнув их деятельность высочайшему сомнению. По этому пути мы будем идти и дальше, а гражданское общество, следуя указаниям президента, постепенно отомрет. Интересно, что Путин сказал о благотворной миссии общественных палат в регионах. Все, кто в действительности сталкивался с работой этих палат, знает, что это чисто карманные структуры в регионах, к тому же прикормленные губернаторами.

Глеб ПАВЛОВСКИЙ, глава Фонда эффективной политики:

– Нынешнее послание достаточно монолитно, выдержано в одном духе. В начале сформулированы цели и приоритеты. А дальше они разверстаны по системам программ, главная часть которых касается концепции свободной экономики. В послании Владимир Путин сформулировал национально-либеральную идеологию с некоторым привкусом консерватизма, присущего национальному либерализму европейского типа. Глава государства позволил себе упрек в адрес неправительственных организаций и правозащитников. В нем даже прочитывается некая личностная претензия, потому что президент объективно считает, что он более силен в отстаивании прав заключенных, чем его неправительственные оппоненты.

Александр РУЦКОЙ, экс-губернатор Курской области:

– Владимир Путин уже в пятый раз делает послание Федеральному собранию. Если посмотреть на исполнение четырех предыдущих посланий, то я не вижу каких-то конкретных подвижек. Я целиком поддерживаю главу государства, но вижу торможение его инициатив со стороны правительства. По идее оно должно мобилизовать финансовые и человеческие ресурсы, добиться через парламент появления необходимой правовой базы для улучшения качества жизни людей. То есть должна появиться единая и слаженная система исполнения. Такая система отсутствует, а без нее экономический рывок нашей стране осуществить вряд ли удастся.

Сергей ТКАЧУК

"