Posted 26 апреля 2005,, 20:00

Published 26 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Фемида на содержании

Фемида на содержании

26 апреля 2005, 20:00
Вчера в Москве состоялось очередное пленарное заседание Совета судей РФ. Несколько часов представители третьей власти беседовали о своих проблемах. А их оказалось немало. Служители Фемиды так же, как и многие рядовые российские граждане, пострадали от монетизации льгот.
Сюжет
Суды

Совсем недавно, в конце ноября – начале декабря прошлого года, в Москве состоялся 6-й общероссийский съезд судей. Проходил он в Кремле, и главным его гостем стал Владимир Путин, выступивший с речью, в которой говорилось о важности независимой судебной системы и о высоких критериях профессионализма судебного состава. Тему заработной платы президент тоже затронул, пообещав повысить ее существенным образом. «Существенным – это значит на первом этапе в 2–3 раза, в ближайшее время увеличение еще на столько же», – пояснил он и сорвал овации зала. Вчерашнее заседание Совета судей РФ отличалось от съезда меньшим количеством делегатов, местом проведения («Президент-отель») и отсутствием Владимира Владимировича.

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев заговорил о нехватке кадров. По его данным, в настоящее время федеральным судам не хватает 14% судей (3827 человек), в районном звене – 21,4% (595), наконец, остаются вакантными 1034 штатные ставки мировых судей. Виноват в такой ситуации в большой степени сам судейский корпус, потому что при освободившейся вакансии должен объявляться конкурс, который не проводится. «Мотивы такого бездействия могут быть всякие, но они неправильные», – сказал г-н Лебедев. После чего он вернулся к вопросу о мировых судьях, которых постоянно не хватает и которые зачастую страдают от нехватки финансирования.

Глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов оказался более суровым оратором. Он предположил, что нагрузка на арбитражные суды возрастет приблизительно на треть, «что связано с неразумным возложением функций судебного контроля за административными наказаниями». Ситуацию с административной юстицией г-н Иванов вообще назвал абсурдом, потому что «на взыскание сторублевого штрафа расходуется 3–5 тыс. рублей государственных средств». К тому же, констатировал г-н Иванов, не улучшается качество принимаемых законов. При прочтении нового Жилищного кодекса, например, толкование этого документа, признался главный арбитражный судья, вызвало у него «большие сложности». Кроме того, продолжил г-н Иванов, из новой редакции закона о статусе судей «незаметно» исчезла формулировка о том, что жилье предоставляется судьям в собственность. Такую «монетизацию льгот, при которой льготы отняли, а монетизации не произвели», вежливый г-н Иванов назвал «не совсем разумной».

Одной из главных тем заседания был кризис института мирового судейства. Так глава алтайского краевого суда Виктор Пашков, обращаясь к коллегам, задал им риторический вопрос: «Как же сохранить мировому судье независимость, если при первоначальном назначении его судьба зависит от согласия местного чиновника. А если добавить к этому полную зависимость мирового судьи от исполнительной власти в вопросах обеспечения помещением, коммунальными благами, телефоном и многим другим, то можно представить, сколько есть возможностей повлиять на мирового судью?» Коллеги г-на Пашкова оказались солидарны с ним. «То, что, скажем, в Магаданской области судьей ежемесячно рассматривается 180 дел, – это не правосудие», – сказал зампред совета судей Виктор Демидов. «Есть добрые губернаторы и есть недобрые, и мы от них не должны не зависеть», – добавил председатель совета судей Новосибирской области Валерий Носков. Мировые судьи «влачат жалкое существование и низведены до уровня участковых инспекторов», возмутился глава ярославского облсуда Владимир Ананьев. А мировой судья из Брянска Федор Лысуха рассказал, как его оренбургских коллег обязали прибыть на демонстрацию в честь 60-летия Победы, устраиваемой местной администрацией, в судебных мантиях. Зал, слушавший мирового, невесело засмеялся.

"