Posted 26 марта 2008,, 21:00

Published 26 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:02

Updated 8 марта, 08:02

Следствие поведут знатоки

26 марта 2008, 21:00
Вчера в Следственном комитете при прокуратуре РФ (СКП) было подписано распоряжение о создании особого отдела. Речь идет о подразделении, которое будет контролировать расследования преступлений экстремистской направленности. В нашей стране на фоне регулярных убийств на межнациональной почве данное решение сегодня кажетс

Закон о создании наделенного весьма обширными полномочиями Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ был принят депутатами в мае прошлого года. Параллельно в Госдуме тут же закипела работа над поправками, ужесточающими ответственность за проявления экстремизма. Эксперты и правозащитники с самого начала критиковали это направление законотворчества прежде всего за неоправданно расширенное толкование понятия «экстремизм», позволяющее подвести под соответствующую уголовную статью практически любую критику в адрес представителей власти. Однако их замечания услышаны не были, и думцы поддержали закон «Об экстремизме» с весьма убедительным счетом: «за» – 311 голосов, «против» – 90.

И вот вчера стало известно, что в Следственном комитете создано специальное подразделение, которое займется расследованием преступлений экстремистской направленности. Как рассказал руководитель отдела СКП по взаимодействию со СМИ Владимир Маркин, новое подразделение будет собирать и анализировать информацию об уголовных делах экстремистской направленности, а также обобщать опыт их расследования. Между тем на прошлой неделе при Генпрокуратуре задумали создать еще и рабочую группу, которая будет обсуждать вопросы совершенствования уголовной и административной ответственности за нарушение закона «Об экстремизме». Войти в данную группу прокуроры пригласили общественных деятелей, руководителей научных учреждений, правозащитных организаций, ученых – всего около 20 человек.

Введение таких новшеств в стране, «где ежедневно совершаются убийства на межнациональной почве», правозащитники называют «разумным». «Мировая практика к этому подталкивает – в разных странах давно есть специализированная группа прокуроров, которая занимается расследованием преступлений, совершенных на почве межнациональной ненависти», – рассказала «НИ» замдиректора информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова. По ее словам, в России эти дела сейчас расследуют обыкновенные прокуроры, которые «не знают многих вещей». «Например, если они поймают скинхеда, который весь в татуировках, то не сумеют даже прочитать символику, которая на нем нарисована. Специалисты же будут обучаться, обладать такими знаниями и более продуктивно работать», – заявила г-жа Кожевникова.

Правда, правозащитница с грустью отметила, что закон «Об экстремизме» имеет расплывчатые формулировки, и не исключила, что в новом отделе Следственного комитета могут начать бороться не с экстремистами, а с оппозиционерами, которые к экстремизму никакого отношения не имеют. «Это вполне возможно – и будет очень жалко, если так случится», – говорит Галина Кожевникова. Впрочем, по ее словам, для подавления неугодных с помощью антиэкстремистского законодательства создавать какое-то специальное ведомство совершенно ни к чему, так как и сейчас «с этим никаких проблем не возникает». «Практика преследования оппозиции под предлогом борьбы с экстремизмом стремительно развивается и ведется гораздо активнее и успешнее, нежели расследование настоящих преступлений, совершенных на почве расовой ненависти. Поэтому я верю, что специальный отдел при Следственном комитете прокуратуры создан как раз для борьбы с реальными неонацистами», – заключила г-жа Ганнушкина.

Ничего плохого в создании нового подразделения не видит и председатель движения «За права человека» Лев Пономарев. «Я давно хотел, чтобы для борьбы с экстремизмом было создан специальный орган. Некая централизация мне кажется полезной», – сказал он «НИ». Однако, по сведениям правозащитника, Следственный комитет сразу дал понять, что будет работать «с выходцами с Кавказа, откуда исходит угроза терроризма». «Они уже публично говорят, что главная проблема экстремизма идет с Кавказа. Я считаю это поощрением ксенофобии. Не надо целую категорию граждан называть террористами. Это ошибка, и мы будем пристально следить за тем, чем занимается этот спецотдел Следственного комитета», – пообещал Лев Пономарев.

"