Рус
Eng

Новые правила авиаперевозок: у пассажиров больше возможностей компенсировать убытки

Новые правила авиаперевозок: у пассажиров больше возможностей компенсировать убытки
Новые правила авиаперевозок: у пассажиров больше возможностей компенсировать убытки
26 декабря 2019, 15:59Политика
С 28 декабря вступают в силу новые правила авиаперевозок. Они коснутся сумм компенсаций, которые авиакомпании обязаны будут выплачивать за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, утрату или задержку багажа, а также за срыв посадки на самолет.

Ирина Мишина

Пресс-конференция на эту тему прошла в «Общественной службе новостей». Эксперты ответили на вопросы о том, изменится ли цена авиабилета после пересмотра компенсаций, как пассажиру доказать размер ущерба и можно ли получить компенсацию при долгой доставке багажа.

Новые правила авиаперевозок вступают в силу на основании решения Международной организации гражданской авиации (ИКАО) увеличить пределы ответственности авиакомпаний. В случае смерти или увечья пассажира максимальная сумма компенсации вырастет, если перевести в рублевый эквивалент, с 9,9 млн рублей в до 11,2 млн рублей, в случае задержки пассажира - с 409,6 тысяч до 466,5 тысячи рублей, при задержке багажа - с 98,7 тыс. до 112,4 тыс. рублей. Компенсация задержки груза и багажа возрастет с 1,7 тыс. до 1,9 тысячи рублей. Сразу оговоримся: суммы эти приблизительные, ИКАО исчисляет компенсации в особой денежной единице, которой пользуется Международный валютный фонд - "специальные права заимствования" (СДР). На сегодняшний день курс СДР = 1,37 доллара.

Все перечисленные суммы связаны исключительно с международными рейсами. Дело в том, что Монреальская конвенция, к которой присоединились многие страны, включая Россию, защищает права авиапассажиров только на международных авиалиниях. Что касается внутренних авиарейсов, то тут суммы компенсаций авиакомпаний существенно ниже. За час задержки рейса авиапассажир может получить компенсацию 25 рублей, за утрату багажа по вине авиакомпании – 600 рублей за килограмм багажа.

«В нашей стране законодательные механизмы получения компенсации от авиакомпаний еще предстоит разработать. В данный момент мы работаем над этим совместно с Минтрансом. Увеличение сумм компенсаций не значит, что их будут выплачивать автоматически. Получение компенсации в день рейса – большая редкость», - сообщил на пресс-конференции Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Он призвал всех пассажиров, которые так или иначе пострадали по вине авиаперевозчика, не игнорировать подобные случаи и обращаться с заявлениями.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов призвал пассажиров не оставлять без внимания факты нарушения их прав при авиаперелетах.

У журналистов возник естественный вопрос: куда именно обращаться ? Главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев дал совет: «Перевозчик несет ответственность за багаж в рамках его задекларированной стоимости. Пассажир может застраховать багаж, задекларировав его стоимость. Как правило, это можно сделать на стойке регистрации, но для верности я бы посоветовал обратиться в call-центр авиаперевозчика, чтобы уточнить детали».

Но как быть в случае, если турист, к примеру, прилетел на отдых зимой в жаркую страну в теплой одежде, а весь его багаж застрял в пути или вовсе потерялся? Естественно, отдыхающий, дабы не омрачать отдых, сразу купит себе все необходимое – купальные принадлежности, белье, предметы гигиены. «Если вы вынуждены были купить вещи на месте по причине задержки или потери багажа по вине авиакомпании, авиаперевозчик обязан компенсировать потраченную вами сумму. Для этого вам необходимо предъявить чеки или выписку из банковского счета. Если вы покупали брендовые вещи, то вам придется приложить дополнительные усилия, чтобы доказать, что они были вам действительно необходимы. У нас был в практике случай, когда при поездке на Каннский фестиваль у пассажира пропали костюмы для торжественного случая, он вынужден был на месте покупать дорогой наряд, и авиакомпания ему это компенсировала», - рассказал Управляющий партнер организации по защите пассажиров, юрист Андрей Лухин.

Юрист Андрей Лухин считает низким уровень ответственности российских авиаперевозчиков на внутренних авиалиниях в сравнении с зарубежными.

Однако, исключения из общих правил при компенсации потерь при авиаперелете все же есть. По словам экспертов, авиакомпании никогда не компенсируют задержку или отмену рейса по причине погодных условий.

В целом, эксперты отметили высокий уровень ответственности зарубежных авиакомпаний перед пассажирами. И еще интересная деталь: при механизме компенсации утраченного по вине авиакомпании багажа устанавливается верхняя планка его стоимости. Ущерб в большинстве случаев подсчитывается по весу багажа.

«Что касается российских внутренних авиалиний, то здесь, к сожалению, мы часто сталкиваемся с низким лимитом ответственности», - констатировал юрист Андрей Лухин. Были приведены примеры, когда авиакомпания игнорирует самые элементарные правила при задержке рейсов и потере багажа. «Недавно мы разбирались со случаем, когда после 2-х с половиной часов задержки рейса у стойки появился сотрудник аэропорта, бросил упаковку воды и ушел. Такого быть не должно. Также сейчас в суде находится дело о потере багажа пассажира. Прилетев в Мюнхен, он лишь через 2 часа смог его получить. Иск предъявлен российской авиакомпании Utair. По странной случайности, судья уже третий раз теряет материалы этого дела», - рассказал юрист Андрей Лухин.

Авиапассажир должен знать, что при задержке рейса авиаперевозчик обязан обеспечить ожидающих пассажиров прохладительными напитками, через 4 часа задержки - предоставить за свой счет горячее питание, а через 6 часов разместить в отеле.

Журналисты задали вопрос о компенсации морального ущерба при задержке, переносе рейса или при проблемах с багажом. По словам экспертов, авиакомпании практически не выплачивают такие компенсации. Был случай, когда авиакомпания «Победа» по неизвестным причинам не посадила пассажирку на автобус, который доставлял к самолету, другой автобус за ней не пришел, в результате она пропустила рейс. В качестве компенсации за причинение морального вреда девушка смогла получить авиаперевозчика всего 3 тысячи рублей.

"Страховка незначительно увеличит стоимость авиабилета, но даст гарантии получения компенсации при досадных инцидентах", - считает Главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Сейчас компенсацию выплачивают чаще всего, если пассажир был задержан во время регистрации по вине какого-то конкретного сотрудника, если в аэропорту не было объявления о посадке или оно было не корректным, а также в случае потери или задержки багажа», - подвел итог Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Исключение составляют, к сожалению, трагически случаи. На пресс-конференции был приведен пример, когда 1 сентября 2018 года в аэропорту Сочи пассажирский Boeing компании Utair, прибывший из Москвы, выкатился за пределы полосы после посадки. Лайнер съехал с рулежной дорожки, пробил ограждение и загорелся. На борту в тот момент находились больше 170 человек. После этого инцидента несколько человек были госпитализированы, в их числе трое детей. В этом случае авиакомпания выплатила пострадавшим солидные суммы компенсации в несколько сот тысяч рублей.

«Оптимальное решение – использовать страховые механизмы. Солидные страховые компании умеют грамотно строить свои отношения с авиаперевозчиками. Пассажир всегда получает при страховке компенсацию по факту задержки рейса или при проблемах с багажом. Если эти моменты включены страховщиком в стоимость авиабилета, компенсация пассажиром будет получена», - заявил Главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Управляющий партнер организации по защите пассажиров юрист Андрей Лухин напомнил, что авиаперевозки подпадают под Закон о защите прав потребителей. На них также распространяется ст.784 Гражданского Кодекса РФ. «Пассажира не посадили на борт, не смогли вовремя правильно зарегистрировать, сорвали отдых – значит, необходимо требовать возмещения стоимости проживания в отеле. Если авиакомпания не удовлетворит это требование добровольно и пассажиру удастся отстоять свои права только в суде, авиаперевозчик в этом случае обязан будет заплатить штраф», - пояснил юрист Андрей Лухин.

На вопрос журналистов, как повлияют на стоимость авиабилетов новые правила авиаперевозок на международных авиалиниях и увеличение сумм компенсации за ущерб, причиненный пассажирам, эксперты затруднились дать конкретный ответ. Однако, было выражено мнение, что в связи с тем, что претензии авиапассажиры предъявляют не часто, существенного изменения стоимости авиабилетов ждать не стоит.

Также Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов сообщил, что в Госдуму будет направлено обращение с просьбой принять закон об увеличении сумм компенсаций отечественных авиаперевозчиков на внутренних авиалиниях.

«Близятся новогодние каникулы, которые многие проведут в других городах и странах, совершив авиаперелет. Помните о своих правах. Но при этом соблюдайте во время полета спокойствие и думайте только о хорошем», - дал совет Илья Зотов.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter