Posted 26 августа 2020, 19:25
Published 26 августа 2020, 19:25
Modified 7 марта, 14:30
Updated 7 марта, 14:30
Белоруссия не сможет больше получать государственные кредиты в России, по крайней мере, на тех условиях, на которых она их получала раньше. Министерство финансов подготовило новые правила по выдаче госзаймов. Финансисты ссылаются на поправки, принятые в Бюджетный кодекс в прошлом году. В проекте постановления правительства особо указывается, что существующие межправительственные соглашения автоматически пересматриваться не будут. Но факт остается фактом: Армения, Куба, Венесуэла и Белоруссия денег на общих основаниях не получат.
Дмитрий Потапенко, экономист, управляющий партнёр Management Development Group, говорит: «В России кубышка становится все худее и худее, и поэтому сейчас мы задаемся вопросом, а было ли когда-нибудь взаимовыгодное сотрудничество с этими странами? Нет. Мы выдавали эти кредиты сами себе и сами эти кредиты отрабатывали. Эти кредиты абсолютно не выгодны, их все придется потом списывать, потому что эти страны не платежеспособны.»
На 1 января 2020 года Белоруссии было выделено около 8 миллиардов долларов госзаймов. Общая сумма нашей безвозвратной поддержки Белоруссии, включая субсидии и списания за двадцать лет, составила 133 миллиарда долларов. Как говорят эксперты, Белоруссия вела себя очень аккуратно: «В Минфине мои источники мне рассказали, что с финансовой точки зрения, во взаимных расчетах по кредитам между Россией и Белоруссией все чисто. Когда подходило время выплат процентов по кредитам, белорусы брали под это новый кредит. То есть, Белоруссия все время перекредитовывалась. Но когда на горизонте возникал скандал с нашим единственным союзником, союзник требовал списания задолженностей. На депутатском уровне в 2017 году и в 2018 году звучало: мы тут союзники, на эту Россию пашем, и у нас перед ней задолженности?», говорит Андрей Суздальцев, политолог, специалист по постсоветскому пространству.
В 2018 году братская помощь прекратилась. Лукашенко попросил 800 миллионов долларов, а лучше 1 миллиард, и получил отказ. Пришлось брать у китайцев, а им нужно будет отдавать.
Через 2 года ситуация стала еще более нестабильной. Белоруссия стремительно приближается к тому, что в политологии называется «падающие страны». «Минфин четко понимает, что деньги там пропавшие. Критерии, названные Минфином, на 50% подходят к описанию Белоруссии как failed state. Это момент любопытный. Но финансисты в данный политический момент правы. Правда, это решение еще не утверждено Президентом. Но если сейчас давать деньги Лукашенко, может оказаться, как с Януковичем, когда ему дали 3 миллиарда, и где эти деньги? Так и здесь,» - считает Суздальцев.
Итак, связано ли решение Минфина с политической ситуацией в Белоруссии? «Конечно, связано,- уверенно говорит экономист Потапенко. - Будем объективными. Не кажется ли вам, что нам выгодно изображать поддержку диктатора Лукашенко, но при этом никак серьезно не поддерживать – не вводить войска, не привозить политтехнологов и специалистов. Нам выгодно существование координационного совета. Независимо от того, кто победит в этом противостоянии, 26 лет осознанно строилась экономика, полностью зависимая от транзита углеводородов и российских кредитов. Регулярно сравнивают белорусскую ситуацию с Украиной, вот, какой там плохой МВФ. А какая разница, кто там – МВФ или Россия? Это решение связано с тем, что будет смена вождя, и все делается заранее, с тем, чтобы транзит прошел в правильном направлении. Потому что потом и спросят, будете ли вы отказываться от того, что было подписано старым президентом или нет?»
Некоторые эксперты считают, что поскольку Лукашенко бежать больше не к кому, и кредитов ему никто не даст, ни Европа, ни Россия, ни Китай, это может подвигнуть батьку в сторону союзного государства. Эта игра в кошки-мышки между Лукашенко, с одной стороны, и российским руководством, с другой, идет уже не одно десятилетие. Маловероятно, что сейчас Лукашенко передумает быть единовластным, как ему кажется, хозяином. «Санкции уже тоже были, но Лукашенко все равно добивался отсрочки платежей, навстречу не шел. Лукашенко не договороспособен. Он, объективно говоря, не легитимен. Не потому, что он проиграл Тихановской, а потому что так торопливо сожгли бюллетени. И теперь уже не проверишь, кто там победил, Лукашенко или Тихановская? Они оба не легитимны. Минфин поступает очень здраво. Они говорят, ребята, какие кредиты, у вас же чуть ли не гражданская война! Никакого возврата не будет. И они правы», - согласен с финансовой властью политолог Суздальцев.
Пока этот документ не принят Президентом. Пока Лукашенко дает приказание своему министру финансов разобраться с Россией и реструктурировать долг. Но вопрос о том, получит ли Белоруссия денег, решается не во дворце Независимости, а на улицах белорусских городов.
«По большому счету, России все равно, кто будет у власти в Белоруссии в следующем десятилетии. Для объединителей земли Русской выгодно «чем хуже, тем лучше». Ну, приземлился самолет ФСБ, но в нем не прилетели спецподразделения. Там прилетела пиар-команда. С координационным советом наши не будут иметь дело сейчас, потому что триста раз изменится, но и поддерживать Лукашенко, который давно потерял берега, не смысла. Вопрос только в том, когда найдется тот капитан, который с ротой автоматчиков скажет, пошел вон! Надеемся, это произойдет без смертоубийства. Он, конечно, диктатор, но я за то, чтобы было легитимное судебное разбирательство», говорит Дмитрий Потапенко.