Posted 25 июня 2012,, 20:00

Published 25 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:33

Updated 8 марта, 05:33

Через фильтры к власти

Через фильтры к власти

25 июня 2012, 20:00
Завтра Мосгордума во втором чтении рассмотрит поправки к закону о выборах мэра столицы. После вмешательства градоначальника, который попросил оставить институт самовыдвижения и установить для Москвы муниципальный фильтр в 6%, город может стать одним из немногих регионов, применивших минимально возможные по новому закон

Напомним, что установление фильтров на возвращенных прямых выборах глав регионов отдали на откуп законодательным собраниям субъектов. На данный момент самыми лояльными к возможным конкурентам оказались власти Ярославской области, которые одобрили возможность самовыдвижения и установили для кандидатов необходимость сбора подписей муниципальных депутатов на уровне 5%. В остальных областях самовыдвижение исключено, причем не всегда по инициативе «Единой России». Например, в Калининградской области об этом попросил лидер регионального отделения ЛДПР, муниципальный фильтр здесь – 8%. Самарская область решилась на 7%-ный фильтр, а свердловские областные депутаты после долгих споров остановились на экзотических 7,9%.

Где-то новые областные законы рождаются легко, а где-то в тяжелых муках. Например, в Санкт-Петербурге, в уникальном парламенте которого оппозиционных депутатов в два раза больше, чем единороссов, за установление максимального 10%-ного фильтра для участников выборов неожиданно проголосовало большинство. Как заявил «НИ» депутат питерского ЗакСа от партии «Яблоко» Максим Резник, в столь жесткой политике парламентариев есть свои плюсы. «Это может консолидировать парламентскую и непарламентскую оппозицию и превратить планируемые на 2014 год муниципальные выборы в некие губернаторские праймериз, – считает депутат. – То есть перед нами будет поставлена стена, и наша задача – прорыть максимально широкий тоннель, добившись максимального числа депутатов, которые потенциально готовы были бы поставить подпись за альтернативных кандидатов». Депутат посетовал, что сейчас состав муниципальных собраний города не оставляет шансов для выдвижения кандидата никому, кроме единороссов. И чтобы дать петербуржцам надежду на альтернативные выборы, нужно начинать низовую работу.

Обоснования запрета самовыдвижения в каждом из регионов свои. Кто-то, вспоминая «лихие 90-е», опасается, что к власти потянется криминалитет, а народ не разглядит и изберет в губернаторы кого попало. Кто-то утверждает, что процедура самовыдвижения «труднореализуема» (такое обоснование отказу от самовыдвижения дала, например, Белгородская областная дума). Самовыдвиженцы должны и собрать подписи граждан, и пройти через фильтр муниципальных депутатов, и этот двойной барьер все равно не оставит им шансов пройти в кандидаты. На самом же деле партии, представленные в местных Заксобраниях, даже заинтересованы в отсутствии института самовыдвижения, поскольку перспективные кандидаты вынуждены будут обращаться к ним за поддержкой, чтобы выставить свою кандидатуру на губернаторских выборах.

«Муниципальный фильтр очень жесткий, – заявил «НИ» руководитель общественного проекта по разработке Избирательного кодекса РФ Аркадий Любарев. – Сейчас у «Единой России» везде наберется больше 10% местных депутатов, где-то столько наберется у КПРФ, и, наверное, больше ни у одной партии столько нет и, скорее всего, в ближайшем будущем не будет». Аркадий Любарев считает, что муниципальные депутаты очень сильно связаны с властью, поэтому фильтр дает возможность ей самой решать, какая конкуренция будет на выборах. Так называемые «технические кандидаты» пройдут через фильтр без особых проблем, а вот реальные оппозиционеры вряд ли.

Конечно, до самих выборов большинства руководителей регионов еще очень далеко. Десяткам недавно переназначенных губернаторов предстоит пройти испытание народным голосованием через 4–5 лет. Испробовать новые правила губернаторских выборов в этом году предстоит лишь четырем регионам: Амурской, Белгородской, Брянской и Новгородской областям. Здесь выборы состоятся уже осенью, и станет понятно, насколько реально выполнить условия закона о выборах высшего должностного лица субъекта. Данные регионы уже отказались от самовыдвиженцев и установили разные фильтры. Самая высокая муниципальная преграда у новгородцев – 10%, предположительно столько же на днях введут и брянские областные депутаты. В Амурской области кандидатам необходимо заручиться поддержкой 7% муниципальных народных избранников, а в Белгородской – всего 5%. Но, как говорят эксперты, эта цифра не так уж важна, поскольку решение о регистрации или не допуске кандидата будет принимать местная властная верхушка. «Вопрос в том, насколько губернаторы этих регионов контролируют местную элиту и насколько страшно местным депутатам с ними ссориться, – констатировал «НИ» старший эксперт Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Тяжелее всего оппозиции придется в Белгородской и Амурской областях, где местные губернаторы очень серьезно контролируют элиту и сумели внушить страх перед собой, изгнав из региона всех неугодных». Сергей Жаворонков прогнозирует, что наиболее тяжелая для «Единой России» ситуация с кандидатами сложится в Брянской области, потому как там всегда были электорально сильны коммунисты. Что до Новгородской области, то там шансы оппозиции выставить своих кандидатов не так сильны, хотя не исключены. Здесь губернатор не сумел до конца стать «своим», и сохранилась достаточно масштабная ему оппозиция, связанная с администрацией прежнего главы региона.

На сегодняшний день от выборов в вышеуказанных регионах эксперты не ожидают каких-либо сенсаций. До сих пор местные оппозиционеры не определились с кандидатами, и, как сообщил «НИ» заместитель руководителя партии «Демократический выбор» Игорь Драндин, оттуда не поступало просьб помочь с наблюдением (г-н Драндин занимается отправкой столичных наблюдателей на региональные выборы). Сила оппозиции в той же Брянской области может обернуться против нее. Так, местное отделение КПРФ уже фактически заявляет о нежелании договариваться с представителями других оппозиционных партий. «Можно выставить единого кандидата от оппозиции, но этот кандидат должен быть от КПРФ, потому что КПРФ – действительно оппозиционная партия, – безапелляционно заявил «НИ» первый секретарь Володарского городского отделения КПРФ в Брянской области Сергей Кузнецов. – У коммунистов есть шансы пройти и фильтры, придуманные «Единой Россией», и победить. Фильтры жесткие, но мы их пройдем. По нашему брянскому областному закону, видимо, будет 10%, ресурс для преодоления этого барьера у нас есть».

В Белгороде оппозиция более гибкая. Ее представители признают, что им придется договариваться, чтобы выставить альтернативного единороссам кандидата, но в успехе не уверены. «Политическая ситуация меняется очень часто, и как будет проходить воздействие на избирателя, сейчас сказать сложно, – рассказал «НИ» руководитель Белгородского отделения «Справедливой России» Андрей Волобуев. – Как будут действовать другие партии, мы пока не можем предположить, но сами точно будем включаться в выборную кампанию». Лидер белгородских эсеров признал, что у единороссов в муниципальных собраниях области преобладающее большинство. Но среди местных народных избранников много независимых депутатов, которые шли как самовыдвиженцы, и «с ними надо работать».

Отметим, что этой же осенью в ряде регионов пройдут выборы в региональные парламенты и муниципальные собрания. Тут оппозиционеры планируют завоевать своего избирателя для будущих побед. Как рассказал «НИ» руководитель Ижевского регионального отделения партии «Патриоты России» Сергей Щукин, от октябрьских выборов в Госсовет Удмуртии зависит очень многое. «Если оппозиция выступит здесь достаточно успешно, то досрочные выборы губернатора, скорее всего, станут задачей ближайших после выборов месяцев, – заверил г-н Щукин. – Мы прогнозируем, что они пройдут, может быть, уже в сентябре следующего года. Волков (Александр Волков, президент Удмуртии. – «НИ») уже, конечно, всем надоел, в том числе и его соратникам». Лидер ижевских «Патриотов России» пояснил, что 7%-ный фильтр местных депутатов на выборах главы республики преодолеть вполне возможно. Но это потребует консолидации со стороны фактически всей оппозиции. В регионе свои представительства имеют восемь партий, но участвовать будут, скорее всего, лишь шесть. «На дистанцию выборов в Госсовет выйдут четыре парламентские партии и «Яблоко» с «Патриотами России», – рассказал Сергей Щукин. – Таким образом, эти партии делают заявку на участие в выборах главы республики, и, как я полагаю, мы выйдем на одного коалиционного кандидата».

Эксперты согласны – при нынешнем «запретительном» законе коалиции неизбежны. Однако не стоит думать, что, согласившись объединиться на словах, на деле получится ровно так же. «Проблема состоит в том, что многие депутаты будут просто элементарно бояться подписываться за оппозиционных кандидатов, тем более что это публичная процедура, – прокомментировал «НИ» ситуацию руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский. – То есть оппозиция может столкнуться с неприятной ситуацией, когда их же депутаты будут отказываться ставить свои подписи». Установка федерального центра на укрепление пошатнувшихся позиций партии власти начинает набирать обороты. Если на местных, региональных и даже думских выборах представители «Единой России» шли независимыми самовыдвиженцами, то теперь им снова придется озвучивать свою принадлежность, чтобы иметь возможность занять высокий пост, считает политолог. Губернаторов и представителей местных элит, по его словам, еще сильнее прежнего привяжут к партии власти.

"