Posted 25 мая 2015,, 21:00

Published 25 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

Знать, кому дать

Знать, кому дать

25 мая 2015, 21:00
Центр антикоррупционных инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» опубликовал исследование о том, насколько открыта с информационной точки зрения система распределения государственной поддержки некоммерческих организаций. В докладе проанализировано распределение грантов президента в 2012 году и финансирование социально ори

В докладе подчеркивается, что конкурс Минэкономразвития традиционно является более открытым, однако и здесь только 41% НКО-победителей разместили обязательные годовые отчеты на сайте Минюста.

Также в некоторых случаях можно говорить о «конфликте интересов»: анализ персонального состава руководства победивших НКО и связанных с ним лиц выявил, что среди членов руководства, учредителей или правления победителя конкурса есть представители Общественной палаты и государственных органов, входящие в конкурсные комиссии.

Главной особенностью президентского конкурса является распределение средств государственной поддержки не напрямую, а через грантооператоров. Ими являются крупные НКО, чья деятельность лежит в различных сферах гражданского общества. В 2012 году такими были объявлены шесть организаций: «Сопротивление», «Институт проблем гражданского общества», «Национальный Благотворительный Фонд», «Лига здоровья нации», Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» и «Институт общественного проектирования». Всего на поддержку некоммерческого сектора был выделен

1 млрд. рублей. При этом процесс отбора организации, которая впоследствии становится оператором, является полностью закрытым.

«Трансперенси Интернешнл-Р» выработал ряд рекомендаций, выполнение которых позволит повысить прозрачность процедур и снизить коррупционные риски при распределении средств государственной поддержки. В докладе говорится о необходимости публичного отбора грантооператоров, размещения в Интернете заявок на конкурс и договоров с победителями, публичного декларирования конфликтов интересов членов конкурсных комиссий, введения ограничений для организаций, заявляющихся на конкурс несколько лет подряд.

Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР) в комментарии «НИ» сказал, что хотя сам в процессе распределения грантов не участвует, однако часто слышит от представителей организаций жалобы на несправедливость конкурса. «Поэтому я понимаю, что проблема существует. Многие НКО, имеющие неплохие программы, финансирования не получают, в то же время к некоторым победителям есть вопросы», – отметил парламентарий. Вместе с тем он предостерег от попыток «стричь всех под одну гребенку». Да, какие-то общественные организации проводят свои мероприятия и «для галочки», считает г-н Нилов, однако немало и таких, которые работают добросовестно, а в конкурсные комиссии входят «уважаемые люди».

Если частные фонды могут распределять гранты, руководствуясь своими личными предпочтениями и критериями, то в случае с госфинансированием все должно быть максимально прозрачно, полагает член правления российского общества «Мемориал» Олег Орлов. «Сейчас же процедура не до конца понятна, – заявил правозащитник «НИ». – Если судить по ответам, которые поступают из комиссий на заявки, оценка проектов осуществляется некомпетентно».

"