Posted 25 мая 2005,, 20:00

Published 25 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Депутат Госдумы Борис Резник

Депутат Госдумы Борис Резник

25 мая 2005, 20:00
На прошлой неделе группа депутатов написала письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой срочно вмешаться в ситуацию с «взаимовыгодной» передачей нескольких дальневосточных островов Китаю. Между тем большинство их коллег проголосовали за ратификацию данного соглашения. Инициатор обращения заместитель председат

– Борис Львович, так кому же все-таки исторически принадлежат территории, вокруг которых по-прежнему идет оживленный спор между Россией и Китаем?

– В 1860 году Николай Муравьев-Амурский, тогдашний губернатор Приамурья, заключил Аргуньский договор. Согласно нему граница между Китаем и Россией проходила по китайскому берегу. Возможно, с точки зрения международной практики это был неправильный шаг, поскольку граница, как правило, проходит по фарватеру реки. Поэтому в принципе недовольство китайцев можно понять.

– Какие территории предполагается им передать?

– Речь идет о передаче китайцам части островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури вблизи Хабаровска, а также острова Большой в верховьях реки Аргунь, что в Читинской области. Но это же исконно наши острова. И до последнего времени все представители исполнительной власти и лично президент Путин говорили, что Россия не отдаст эти территории Китаю.

– Но российские дипломаты говорят о взаимовыгодности этой акции?

– Я считаю, что в этом вопросе очень много подводных течений. Несмотря на то, что я депутат Госдумы, который по статусу приравнивается к министру, и имею соответствующие полномочия, мне не удается до конца прояснить ситуацию. То, что говорит министр иностранных дел Лавров, является обманом: взаимных уступок нет никаких. У нас есть государственная граница, которая может быть спорной, и спорить можно до посинения. Но надо строить отношения, а не идти на территориальные уступки. Это проявление слабости государства, боязни, что соседи могут захватить больше, поэтому давайте отдадим и успокоимся. На самом деле, ни для кого не секрет, что китайцы проводят политику, которая называется «маленькими шагами к большой цели». Это философия Конфуция. Дошло до того, что они распространяют карты, на которых территория Китая простирается до Урала. Во всяком случае, я видел карту, где Читинская область обозначена, как китайская территория. Они в учебниках это пишут, их дети на этом воспитываются.

– Но, возможно, идя на незначительные уступки, Россия надеется просто гарантировать добрососедские отношения с Китаем?

—Так кто же против дружбы с Китаем? Я тоже за дружбу с этой державой. Но, как я понимаю, если мы идем на такую уступку, то надо в китайских, кстати, традициях, заключить такое соглашение, по которому бы мы получили четко обозначенные преференции. Китайская сторона должна пообещать, к примеру, что никаких других территориальных притязаний к России у нее не будет. Почему-то ни слова о подобных условиях в соглашении, готовящемся к подписанию, нет. К тому же не стоит забывать, что мы должны обеспечить нормальную жизнь людей, которые стали заложниками этой ситуации. Мне написали люди, проживающие в укрепрайоне на острове Большой Уссурийский. Власти собираются выселить военных из него. А наши капитальные постройки, сооруженные на этом месте, отдаются просто так. Так вот, в этом укрепрайоне 145 детей до 15 лет, беременные женщины, которым нужна помощь врача, а такую должность там сократили. Фельдшерского пункта там также нет. То есть, находясь на этом острове, они в данный момент отрезаны от цивилизации. Там не будет детского сада, вертолета для доставки детей в школу на «большую землю» тоже не будет. Открытым остается вопрос о завозе на остров топлива и продовольствия. И если военных еще переведут, то как быть гражданским, я не знаю. Китайцы должны были небоскреб построить в компенсацию за эти земли. А нам говорят, преференции такие: 12 млн. долларов за пять лет мы получим в виде высоких технологий. Но Китай, насколько я понимаю, не является такой уж высокотехнологичной державой. Кроме того, создается опаснейший прецедент. Когда мы говорили «чужой земли нам не надо, но и своей вершка не отдадим», это была политика. Хорошая или плохая, но она была понятна каждому человеку. Незыблемость границ – это категория нравственная. И если власть начинает считать, что кусок-другой земли, пусть даже болотистой местности, можно безвозмездно передать иностранцам, это негативно влияет на общество.

– Вообще-то, решение о территориальных уступках – это прерогатива самих граждан. Согласно Конституции, подобные вопросы выносятся на референдум...

– В том-то и дело. Это очевидное нарушение Конституции. Мы уже не в первый раз нарушаем Основной закон страны, это становится привычным делом. Но нельзя людей лишать права выбора.

– Если ваше письмо не возымеет действия, что вы намерены предпринять?

– Мы намерены обратиться в Конституционный суд, для чего необходимо собрать 99 депутатских подписей. Мы уверены, что грубо нарушаются сразу несколько статей Основного закона. Что касается позиции федерального центра, мы уже смирились с тем, что для него не существует земли за Уралом. Чиновники бесстыдно называют Россию европейской страной. Меня это, например, просто обижает, потому что Россия до Урала – это 3 млн. квадратных километров, а за Уралом – 15 млн. И в азиатской части находится 75% ресурсной базы страны. И это пренебрежительное, барское отношение чиновников, с которыми мне доводится общаться, просто выводит из себя. Своим отношением они провоцируют сепаратистские настроения. Жители Хабаровска считают, что они для Москвы никто и что лучше им поддерживать и наращивать связи со странами Азиатско-Тихоокеанского пространства.




Президенту Российской Федерации В.В. Путину от депутатов

"