Posted 25 марта 2008,, 21:00

Published 25 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:02

Updated 8 марта, 08:02

Перестройка-2008

Перестройка-2008

25 марта 2008, 21:00
Кажется, что после прошедших думских выборов партийная жизнь в стране окаменела до следующей избирательной кампании. Однако, по прогнозам экспертов, скоро в отечественной политике начнется партийная перестройка. Реформы ожидают не только обанкротившихся демократов, но даже КПРФ и «Единую Россию». На руинах отжившей сво
Сюжет
Выборы

В середине апреля в Москве должен пройти внеочередной съезд «Единой России». Решение о его проведении было принято на прошлой неделе на заседании президиума генсовета партии в экстренном порядке: изначально данный вопрос даже не значился в повестке. Такая спешка не может не вызывать вопросов: ведь едва минуло три месяца с окончания предыдущего съезда. Эксперты полагают, что столь внезапное решение не случайно и на съезде может встать вопрос о внутрипартийном реформировании. «Наверняка в партии власти будет перераспределение административного ресурса. С переменой ведущих персон на политическом олимпе не исключено, что «Единая Россия» попробует вести независимую политику, чего она никогда раньше не делала. Чтобы этого не произошло, власть в ответ может создать новую политическую силу и запустить ее с правого фланга», – предположил «НИ» политолог Дмитрий Орешкин. Эксперты утверждают, что появление и работа политических партий в последние годы контролировались исключительно из администрации президента. «Возникла даже поговорка, что вся партийная жизнь России не выходит за пределы Старой площади и территории Кремля», – рассказал «НИ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

В последний раз политическое поле страны перекраивалось к думским выборам 2007 года. Сначала «партийная грядка» была основательно прополота с помощью специальной законодательной базы. В частности, была увеличена минимальная численность партий с 10 тыс. до 50 тыс. человек, ЦИК разрешили собирать и проверять ежеквартальные финансовые отчеты партий, которым запретили создавать блоки. Параллельно произошел переход к выборам в Госдуму исключительно по партспискам, с одновременным повышением проходного барьера с 5% до 7%. Тогда же на левом партийном фланге на удивление быстро появилась новая политическая сила – «Справедливая Россия», которую тут же окрестили «второй ногой власти».

Однако эксперты утверждают, что двумя «ногами» партстроители ограничиваться не собираются, и в ближайшее время в России может появиться новая партия, которая заменит на правом фланге нынешнюю погибающую оппозицию. Алексей Мухин рассказал «НИ», что законодательные усилия власти и ошибки руководства демократических партий привели оппозицию к кризису. Совершенно очевидно это стало после парламентских выборов, на которых либералы с треском провалились политически, да еще и остались с многомиллионными долгами. Однако эксперты считают, что окончательно погубят либеральные партии не денежные проблемы, а их лидеры, которым «российское население просто не верит». «Отказываться от своей узкой ниши и объединяться они не собираются, поэтому власть и решила сама создать себе оппозицию. Для этого уже все подготовлено – и средства и технологи», – уверяет г-н Мухин. Не совсем, правда, понятно, зачем вдруг понадобилась оппозиция, которую совсем недавно всеми силами пытались задавить. Эксперты говорят – причины есть, и очень веские.

По одной из версий, в Кремле опасаются, что в регионах, где в руках «Единой России» сосредоточена слишком большая власть, этот монополист может выйти из-под контроля. «Сейчас «единороссы» занимают большинство в региональных парламентах и соответственно отбирают претендентов на посты глав администраций или на посты глав регионов. Уже возникают ситуации, которые при определенных обстоятельствах могут быть очень опасными для Кремля. Если «Единая Россия» осознает, что она может манипулировать достаточно высокопоставленными «кадрами», то начнет торговаться с властью. Представьте при всех ее ресурсах – ох, это будет торг!» – предвкушает Алексей Мухин. Дабы избежать этого, в свое время на обломках трех неудачных партийных проектов и была создана «Справедливая Россия». Однако она со своей задачей не справилась, так как, по словам политолога, «в партии возник организационный и идеологический кризис».

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»

Партийные функционеры «Единой России», с которыми связались «НИ», наотрез отказались каким-либо образом комментировать темы предстоящего съезда партии. Лаконичный ответ дал лишь заместитель секретаря президиума Генерального совета партии Андрей Исаев: «Буду краток – ничего о перестановках не слышал и о чем на съезде будет идти речь, не знаю».

В свою очередь, Дмитрий Орешкин считает, что оппозиция нужна для другого – просто на думских выборах власть «перегнула палку» и «в результате потеряла европейски ориентированную часть общества, которая довольно значительна». Оставить эту самую мобильную, образованную и информированную «прослойку общества» без контроля – значит создать неуправляемое поле, «где быстро возникнут стихийные социальные процессы». «Вот власть и решила это движение возглавить. Временно, для затычки, на выборах использовалась Демократическая партия Андрея Богданова, но нужно ведь еще соблюсти какое-то приличие перед Западом», – считает Дмитрий Орешкин. Алексей Мухин, однако, уверен, что власть в последнюю очередь задумывается о том, как будет выглядеть перед лицом Запада. «Европа вообще плохо представляет, что происходит в России. Если все демократические нормы будут соблюдены – учредительное собрание, информационная подготовка в СМИ и включение в партию нескольких более или менее известных миру оппозиционеров, то у Запада никаких вопросов по поводу оппозиционности новой силы не возникнет», – говорит эксперт.

По предварительной информации, основными действующими лицами в новой либеральной партии могут стать представители партии «Яблоко», и недавняя встреча Владимира Путина с Григорием Явлинским была не случайной. «Сейчас действительно с ним проводят такую работу. Дело в том, что у его партии реальных ресурсов влияния нет, а за тем же СПС стоит РАО ЕЭС. Власти понимают, что «Яблоко» самостоятельно проводить политику не может и использует мягкость Григория Явлинского», – подтверждает Дмитрий Орешкин. Однако упор при формировании новой силы будет сделан не на главного «яблочника», а «на лидеров второго эшелона из нынешней оппозиции», – говорит Алексей Мухин. Он не исключает, что в ее руководство войдет глава петербургского отделения «Яблока» Максим Резник, который на прошлой неделе вышел из питерской тюрьмы, где просидел около двадцати дней за «оппозиционность». Правда, не все эксперты верят, что на основе «Яблока» можно создать подконтрольную оппозицию. Кроме того, создавать проект на основе чего-то реального опасно, ведь «он потом может начать самостоятельную игру». «Как партия «Родина», которая сначала поддерживала Кремль, а потом стала проблемой, и ему пришлось с ней бороться», – приводит пример заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«Мы, конечно, готовы к диалогу с властью, – сообщил «НИ» первый зампред «Яблока» Сергей Иваненко. – Если есть интерес к тому, за что мы выступаем, за что боремся, то мы готовы работать. Сохраняя при этом политическую независимость. В этом смысле позиция «Яблока» неизменна». Г-н Иваненко привел пример Владимира Лукина, который в свое время был назначен президентом Уполномоченным по правам человека в РФ. «Что касается всяких политологических разговоров о том, что кто-то там что-то строит на партийном поле, то это вопрос не к нам, – сообщил г-н Иваненко. – Спрашивайте «строителей». Ясно одно – искусственно создать оппозицию невозможно. Это показывает весь политический опыт последних девяти лет».

Если предсказания о появлении нового политического гиганта сбудутся, то непременно реформируется вся партийная система. Этот процесс не обойдет и «Единую Россию» – эксперты говорят, что и там власть обязательно подкрутит гайки. «Безусловно, требуется чистка. В «Единой России» очень много людей, которые ни в чем себя не проявляют. Я поинтересовался у себя в районном собрании, что за «единороссы» там заседают. Картина не из лучших. Партия должна серьезно разобраться со своими кадрами. Об этом и Владимир Путин не раз говорил», – заявил «НИ» директор по национальной стратегии Валерий Хомяков. Недаром перед выборами в Думу «единороссам» указали на необходимость убрать из партийного списка миллиардеров.

Изменения непременно коснутся и КПРФ, которая в минувшие выходные на своем пленуме провозгласила себя единственной настоящей оппозицией. На самом же деле, говорят эксперты, коммунисты тоже получают указания «свыше», правда, тщательно это скрывают. «Это не голословные обвинения, представители региональных отделений партии КПРФ даже ставили в вину Геннадию Зюганову, что он консультируется с администрацией президента», – доказывает Алексей Мухин. Однако, по словам политолога, сегодня «КПРФ перестала соответствовать высоким стандартам Кремля», и ей требуется «настолько серьезный ребрендинг, что проще создать другую». Еще более приблизить к себе КПРФ власти тоже не смогут, так как их «обвинят в возврате к советским временам». «Поэтому, несмотря на всю свою лояльность, КПРФ будет списана со счетов и, в конце концов, расколется. Она уже неоднократно стояла на пороге развала и с трудом выкарабкивалась – но нынешнего кризиса партия не переживет», – считает г-н Мухин.

«А где вы видите другую реальную оппозицию? Назовите хоть кого-то? – эмоционально прокомментировал оппозиционный статус своей партии член фракции КПРФ Виктор Илюхин. – Может быть, «Справедливая Россия», которая себя позиционировала как левая оппозиционная партия, а на самом деле поддержала и ныне существующий курс, и преемника. Или ЛДПР, которая тоже поддержала Медведева? Кроме нас никто не говорит вслух о проблемах страны. Все эти партии – бутафория, которой пытаются подменить действительно реальную оппозицию, то есть нас». При этом он решительно исключил любую возможность того, что КПРФ «распадется».

Впрочем, многие эксперты уверяют: создать «оппозицию» сверху невозможно. Алексей Макаркин приводит в пример Демократическую партию, которая «вроде и либеральная, вроде и в Брюссель ездит», но люди к ней не тянутся. «История с «Гражданской силой» тоже подтверждает, что нет избирателя, который проголосует за оппозиционную партию, сделанную по приказу Кремля – люди все видят и все понимают», – поддерживает Валерий Хомяков. Единственная возможность «взрастить» нормальную оппозицию – просто не мешать ей, считает политолог. «Оппозиция не должна создаваться где-то во властных кабинетах, она должна появиться сама. Если оппозиция нужна власти, то пусть она не вытаптывает эти не окрепшие ростки – сделает закон более демократичным, вернется к старой системе с созданием блоков и 5% проходным барьером», – заключил Валерий Хомяков.

В БАКУ «КОНСТРУКТИВНАЯ ОППОЗИЦИЯ» – ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ

Псевдооппозиционные политические организации начали появляться в Азербайджане с середины 90-х годов. Как правило, их основателями и лидерами становились функционеры из Народного Фронта – ведущей в 1989–1992 годах политической силы. Напомним, что на счету НФ организация самых массовых уличных акций, общереспубликанских забастовок, свержение в 1992 году с президентского «трона» Аяза Муталибова и даже годичное пребывание у власти, пока ее саму в 1993 году не отстранили путчисты, возглавляемые полковником Суретом Гусейновым. В настоящее время больше фигурируют названия следующих партий – «Адалят», «Умид», Гражданской солидарности, Национальной независимости, Единого народного фронта, Великого созидания. Есть еще больше десятка «конструктивных партий», названия которых не заслуживают упоминания. Стоит отметить, что представители «конструктивной оппозиции» в азербайджанском парламенте – Милли меджлисе, то и дело выступают с критикой правительства, но позволяют себе голосовать против принятия законопроектов, спущенных «сверху», лишь в редких случаях. Как правило, представители «конструктивистов» не проводят уличных акций, объясняя это тем, что подобные методы борьбы устарели, и что с властью нужно вести дискуссию в СМИ. Однако учитывая, что газеты в стране малотиражны, все телеканалы подконтрольны власти, а парламент, по сути, давно превратился в законодательный придаток президентской администрации, этот аргумент не выдерживает никакой критики. Для псевдооппозиционных партий характерна также малочисленность. В основном они состоят из родни и земляков лидеров. В некоторых таких организациях, несмотря на бравурные заявления их вождей о тысячах членов, не набирается и полсотни. Доходит до смешного. Как-то один из таких лидеров, муссируя тему внедрения властью своих людей в оппозиционные структуры, прилюдно заявил, что она сумела это сделать и добиться раскола и в его партии. Тут же последовала реплика сопредседателя Социал-демократической партии Араза Ализаде: «Правда?! Неужели вы с женой разводитесь?»

Рафаэль МУСТАФАЕВ, Баку


БЕЛОРУССКАЯ ВЛАСТЬ СПИСЫВАЕТ ЛОЗУНГИ У НЕСОГЛАСНЫХ

Белорусской власти оппозиция нужна. По крайней мере, сами оппозиционеры в этом уверены. Так, по словам руководителя аналитического центра Мизеса Ярослава Романчука, в первую очередь, это связано с интеллектуальной зависимостью власти от своих оппонентов. Так, Романчук утверждает, что официальный Минск пользуется предвыборными программами, написанными оппозиционными кандидатами. «Лично я писал экономические программы единых кандидатов от оппозиции на последних двух президентских выборах, – сообщил он «НИ». – Затем два пункта от программы Гончарика и три – от программы Милинкевича оказались в правительственных документах». Кроме того, белорусская власть пользуется своими оппонентами в пресловутом национальном вопросе. С одной стороны, по белорусским каналам широко рассказывается о националистических настроениях в среде оппозиционеров – прежде всего Белорусского народного фронта. Напоминается, что именно при Александре Лукашенко русский язык в Белоруссии стал вторым, официальным. С другой стороны, указывается на стремление оппозиции добиться для белорусского языка статуса единственного государственного. Впрочем, официоз в этом вопросе пытается действовать в двух направлениях. Вплоть до 2003 года, до первой газовой войны с Россией, официальной идеологией белорусской власти считалась «единство славян». Сейчас же власть пытается приватизировать некоторые лозунги оппозиции. Так, улицы Минска украшают плакаты «За незалежную Беларусь», которые раньше можно было видеть только на митингах оппозиции.

Владислав КАГАН, Минск

"