Posted 25 февраля 2010,, 21:00

Published 25 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:10

Updated 8 марта, 07:10

«Деды» на дембель не идут

«Деды» на дембель не идут

25 февраля 2010, 21:00
Вчера командующий войсками Сибирского военного округа генерал-лейтенант Владимир Чиркин заявил, что переход на одногодичный срок службы по призыву не принес ожидаемого решения проблемы «дедовщины» в армии. Солдаты-срочники, как и прежде, сотнями гибнут от рук своих сослуживцев и даже командиров. Тем временем никаких ша

По словам генерала Чиркина, «дедовщина» в Российской армии, «к сожалению», остается «острой проблемой», даже несмотря на то, что с весны 2007 года призывники стали служить не по два года, а по одному. «При новой системе службы теперь те, кто прослужил полгода, уже считают себя «старичками» и продолжается то же самое. Видимо, эта зараза передается», – пояснил он.

Только в Сибири сейчас расследуется несколько громких случаев «дедовщины». Один из них связан с гибелью 20-летнего рядового Павла Падча-Кули, призванного из Кемеровской области и прослужившего всего четыре месяца. В сентябре 2009 года он был найден повешенным в одной из войсковых частей Новосибирска. По версии следствия, солдат покончил с собой, не выдержав унижений со стороны командира взвода. Там же сейчас расследуют историю с гибелью курсанта-первокурсника Новосибирского высшего военного командного училища Радмира Сагитова, который в феврале 2008 года перерезал себе вены из-за издевательств со стороны других курсантов.

Председатель фонда «Право матери» Вероника Марченко говорит, что переход на годичный срок службы и не мог никак повлиять на уменьшение или увеличение случаев «дедовщины». «В армии как раньше, так и сейчас людей убивали на третий день службы, через две недели, в первые месяцы. Нужно просто полностью переходить на профессиональную армию и прощаться с призывной системой, тогда и «дедовщины» не будет в таких масштабах», – заявила «НИ» правозащитница.

Генералы же, напротив, собираются сокращать число контрактников и увеличивать количество призывников. Такое сенсационное заявление сделал накануне начальник Генштаба Николай Макаров. По его версии, наши Вооруженные силы вовсе «и не переходят на контрактную основу». «Задача, которая ставилась, построение профессиональной армии, решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии», – сказал г-н Макаров. Более того, «призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем», пообещал он.

Заметим, что до выступления генерала увеличение контрактной составляющей в армии было главной линией развития Вооруженных сил. Об этом неоднократно говорили и министр обороны, и премьер, и президент. Да и в новой военной доктрине, одобренной совсем недавно Дмитрием Медведевым, сказано, что необходимо «совершенствование системы комплектования военнослужащими» с «преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава военнослужащими, проходящими военную службу по контракту». Получается, доктрина – одно, а практика Генштаба – совсем другое.

Член совета по правам человека при президенте РФ Сергей Кривенко рассказал «НИ», что «военными действительно была провалена федеральная программа 2004–2007 годов, когда правительство выделило значительные суммы на то, чтобы Российская армия была постепенно переведена на контрактное комплектование». Изначально планировалось, что за три года контракты подпишут 130 тыс. человек. Однако ответственный за выполнение этой программы генерал-полковник Василий Смирнов в конце 2007 года отчитался, что удалось набрать всего 9 тыс. контрактников. «Потом и вовсе было заявлено, что даже эти люди из армии разбегаются. А раз перехода на контракт не произошло, то для поддержания армии хоть в каком-то виде остается только опять набирать призыв», – пояснил г-н Кривенко.

Он рассказал, что провалена эта программа была «вовсе не из-за недостатка финансирования, как заявляют чиновники из Минобороны», а из-за того, что «не были созданы нормальные условия для службы по контракту». «Контрактников не обеспечили ни жильем, ни нормальными зарплатами, даже вовремя не индексировали их денежное довольствие, хотя за это время зарплаты в центральном аппарате военного ведомства были подняты в несколько раз. Вместо этого вложили огромные суммы в строительство домов, переоборудование полигонов и прочие объекты, где деньги очень удобно скрыть и разворовать», – говорит Сергей Кривенко.

По его словам, военачальники также «не провели никаких мероприятий по повышению правового статуса военнослужащих по контракту». Эксперт напомнил о череде скандалов, когда призывников насильно заставляли подписывать контракты, а потом избивали, не выпускали за пределы части и даже забирали мобильные телефоны. Но контрактник отличается от призывника не только тем, что за службу получает деньги, но еще и статусом, приближенным к офицерскому. «У него должно быть служебное время, в которое он работает, а потом он имеет право выйти за пределы воинской части, жить с семьей, как нормальный гражданин. На практике же такого нет», – утверждает Сергей Кривенко. Раньше, когда ребята призывались на два года, командирам еще удавалось уговорить их подписать контракт: «Мол, какая тебе разница – два или три года служить, зато будешь за это деньги получать». Однако когда служба стала годичной, практически никто на контракт не идет. «И Николаю Макарову ничего другого не остается говорить, кроме того, что армия вновь будет комплектоваться по призыву», – отмечает г-н Кривенко.

Эксперт также не исключает, что в будущем снова могут увеличить срок службы, ведь если нет контрактников, то «нужно покрывать вакантные места призывниками, а при нынешнем сроке в армию придется ежегодно призывать по 450 тыс. человек». «Сейчас такого количества здоровых парней в стране нет, поэтому придется в два раза, а то и больше увеличивать срок службы. Думаю, до выборов президента 2012 года вопрос об этом не поднимут, и армию будут укомплектовывать всеми возможными способами – проводить облавы и с разными нарушениями забирать туда призывников. А уж после выборов либо придется увеличивать срок, либо резко переводить армию на контракт», – заключил Сергей Кривенко.

Между тем в Москве решили приучать ребят к службе уже со школьной скамьи. Юноши, учащиеся в десятых классах, будут обязаны выезжать на пятидневные сборы в воинские части для прохождения военной подготовки. Соответствующее положение содержится в концепции допризывной подготовки молодежи в Москве, рассчитанной до 2020 года и утвержденной накануне мэром Москвы Юрием Лужковым.

КАК РОССИЯ ПЕРЕХОДИЛА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АРМИИ

1996 год. 16 мая Борис Ельцин подписал указ №722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных сил и других войск на профессиональной основе». Согласно документу, с 2000 года в стране должны были отменить призыв на военную службу. Однако вскоре этот указ был изменен самим же Ельциным таким образом, что из него исчезли сроки перехода армии на контрактную основу: вместо «с весны 2000 года» появилось «по мере создания необходимых условий».
2001 год. Министр обороны Сергей Иванов заявил, что его ведомство представит конкретные планы по переходу вооруженных сил России на контрактную основу в 2004 году. Он подчеркнул, что «это исторический выбор, и другой возможности у нас не будет». Вместе с тем тогда министр признал, что не может назвать сроков полного перехода. «Этот процесс достаточно длительный», – отметил он.
2002 год. 17 сентября президент РФ Владимир Путин заявил, что «постепенно произойдет переход к полностью профессиональной комплектации Вооруженных сил в разных точках, прежде всего на Кавказе и в первую очередь в Чеченской Республике». В этом же году он назвал продолжение военной реформы и переход к профессиональной армии одним из приоритетов для российского руководства. «Эту работу мы будем проводить поэтапно, учитывая интересы национальной безопасности России», – сказал он.
2007 год. Министр обороны Анатолий Сердюков, отвечая на вопрос о создании в России профессиональной армии, сказал: «В принципе я считаю, что контрактная служба – это очень перспективно. Когда приезжаешь в подразделение, где служат не 18-летние мальчишки, а 25–30-летние контрактники, сразу видишь разницу. Это, конечно, совершенно другие люди, взрослые. Они служат осознанно, профессионально. Их уже не заставишь траву щипать или кому-то копать огород, строить дачу. Но нам еще много предстоит сделать, чтобы успешно решить задачи, связанные с комплектованием войск».
2008 год. Премьер Владимир Путин утвердил концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) по комплектованию армии контрактниками сержантских и солдатских должностей на период 2009–2015 годов прогнозной стоимостью 243,4 млрд. руб.
2010 год. Начальник Генштаба генерал Макаров признал: «Задача, которая ставилась, построение профессиональной армии, решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии… Призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем».

"