Posted 25 февраля 2006,, 21:00

Published 25 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:17

Updated 8 марта, 09:17

Праздничные маневры

Праздничные маневры

25 февраля 2006, 21:00
В День защитника Отечества на улицы столицы вышли представители самых разных политических сил. Только если коммунисты вспоминали о славных победах прошлого, то для либералов праздник стал поводом напомнить власти о нынешних проблемах армии и потребовать перевода ее на контрактную основу. Но самое удивительное, что в ко

В четверг, 23 февраля, около 10 утра корреспондент «НИ», выходя из вагона на станции метро «Маяковская», увидела группу молодых людей, большинство из которых сверкали бритыми головами. Уже возле памятника Маяковскому, где каждая организация начала выстраиваться в колонны, стало ясно, что молодые люди в черных куртках с нацистской символикой и с лицами, закрытыми масками или шарфами, станут полноправными участниками акции.

Макияж под черным крестом

В назначенное время все собравшиеся отправились в путь – всего около полутора тысяч человек. Непосредственно перед колонной шел небольшой оркестр, создавая, как мог, атмосферу праздника. Шествие возглавили руководитель Военно-державного союза генерал-полковник Леонид Ивашов и лидер фракции «Родина» Дмитрий Рогозин. Вслед за ними маршировали активисты «Народной воли», молодежный союз «За Родину!», а также многочисленные представители штаба полковника ГРУ Владимира Квачкова, сейчас находящегося в СИЗО «Матросская тишина».

Чуть позади шли радикалы. Над двумя сотнями активистов Народной национальной партии (ННП) колыхался плакат, на котором в готической стилистике Третьего рейха был изображен двуглавый орел с очень похожим на свастику черным крестом.

Пока маршировавшие впереди молодые «родинцы» требовали «Всей власти патриотам», а штаб отставного полковника ГРУ выкрикивал лозунг «Свободу Квачкову, Чубайса – на нары», колонна молодых националистов позади них во все горло скандировала по-английски: «White power!». Но после того, как кто-то крикнул: «Дураки! На русском давайте, никто же не поймет!», колонна во всю мощь проорала свой излюбленный лозунг, но уже в русскоязычном варианте – «Власть белым!». Время от времени они повторяли и другие традиционные кричалки: «Россия для русских, Москва – для москвичей» и им подобные. Некоторые даже вскидывали руки в фашистском приветствии. Сопровождавшие колонну милиционеры и дружинники реагировали на это совершенно спокойно, видимо, не придавая происходящему особого значения. «Представляешь, он мне сказал, что я сегодня такая красивая, а я ведь просто накрасилась, на службе-то он меня всегда без косметики видел», – рассказывала, хихикая, девушка в милицейской форме своей подруге. «Бей жидов!!!», – хором завопили националисты, так что продолжения этой романтической истории корреспондент «НИ» так и не услышала.

Свастика на фоне Лубянки

Вдоль колонны поклонников Третьего рейха бегал координатор, скрывающий лицо под черной маской. «Ровнее, кучнее, встань здесь, вот так», – командовал он. В разговоре с корреспондентом «НИ» он представился Константином и сообщил, что является «главным на этом митинге». По его словам, активисты ННП пришли «проявить свою позицию». «Ну, и какая она у вас?», – поинтересовалась корреспондент «НИ». «Россия для русских. Мы выступаем за «россиализм», то есть социализм на российской основе», – ответил человек в маске.

В то же самое время лидер «Родины» Дмитрий Рогозин под бодрые звуки военного оркестра гордо двигался впереди шествия и улыбался окружившим его фоторепортерам. На вопрос «НИ» о том, как радикально настроенная молодежь оказалась в колонне, г-н Рогозин ответил: «Мы к организации шествия никакого отношения не имеем. Нас вчера пригласил поучаствовать руководитель Военно-державного союза Леонид Ивашов. К этому мог присоединиться кто угодно. Провокаторов хватает!». Таким составом к 11.30 колонна без потерь прошла по центру Москвы и дошла до Лубянской площади. Довольные радикалы стали фотографироваться. Так, у одной из рамок металлоискателей корреспондент «НИ» заметила, как один из ультраправых встал в традиционную позу со вскинутой вверх правой рукой на фоне милиции, а двое его единомышленников принялись радостно щелкать фотоаппаратами.

Со сцены, между тем, по очереди выступали организаторы митинга, высказываясь при этом в поддержку «воинов» и призывая собравшихся объединиться, чтобы изменить ситуацию в стране. После левых слово дали координатору ННП. Поднявшись на сцену, он было снял маску, но, получив микрофон в руки, надел обратно. Радикала представили как «члена реальной оппозиции, простого русского парня» Константина Лебедева. Молодой человек признался, что «счастлив, поскольку здесь сейчас собралась радикально настроенная молодежь». И призвал последовать примеру полковника Квачкова и «перейти от слов к делу», после чего вдруг снова снял маску. Руководитель предвыборного штаба Владимира Квачкова Татьяна Миронова назвала его «молодцом» и одобрительно похлопала радикала по плечу.

Слава русскому сапогу

Еще одно шествие было организовано московским городским комитетом КПРФ и другими левыми структурами. Красный митинг прошел на Театральной площади. По данным милиции, в митинге и шествии участвовали около 2 тысяч человек. Сами коммунисты настаивают, что в колоннах было 13 тысяч. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов сообщил с трибуны, что «именно советская эпоха для российской армии стала истинным расцветом, чего нельзя сказать о нынешнем положении армии и военнослужащих в РФ, при капитализме».

А тем временем организаторы прошлогоднего шествия националистов «Правый марш и Евразийский союз молодежи» проводили акцию под лозунгом «Во славу армии, покорившей полмира». В полдень на Калужской площади возле памятника Ленину собралась в основном молодежь. Среди них тоже можно было заметить бритоголовых. Двое стояли с растяжкой «Слово и дело», причем один держал в руках пару солдатских сапог, которые он время от времени ставил на землю, похоже, не зная, куда их лучше пристроить. Корреспондент «НИ» поинтересовалась, зачем он так мучается. «Ну, это наш символ…у нас лозунг «Наш сапог свят», хотя на самом деле эти сапоги хотел надеть один из наших активистов, но они ему не подошли. Не в пакете же их держать», – сообщил он.

Вскоре перед собравшимися выступил лидер движения Александр Дугин. Тот подробно проинформировал молодежь о внутренних и внешних врагах армии, которые говорят только о ее недостатках, «хотя их, конечно, много», и не видят положительных сторон. И добавил: «Отказываясь служить в армии, молодые люди плюют в лицо предков».

Снежный бой у стен Минобороны

В это же время у здания Минобороны на Арбатской площади начинался митинг, организованный «Объединенным гражданским фронтом» Гарри Каспарова. Участники требовали отставки министра обороны Сергея Иванова. Поддержать акцию пришли представители «Яблока», «Солдатских матерей», НБП, «Обороны» и других организаций. У многих были самодельные плакаты: «Иванов, уйди сам!», «Иванов, спрыгни под БТР». Неожиданно в толпе появились несколько представителей «Евразийского союза молодежи». Митингующие занервничали. «Наци идут сюда», – пробиваясь сквозь толпу людей, прокричал лидер движения «Мы» Роман Доброхотов. «Из метро выходят, их много, – с тревогой говорил он. – Мне только что позвонили и сказали, что они как раз направились в нашу сторону».

Но пока их видно не было, помощница Гарри Каспарова Марина Литвинович начала митинг и предложила всем собравшимся поставить свою подпись под письмом за отставку министра обороны. Затем перед микрофоном появился и сам Гарри Каспаров, объявивший, что власть должна стать подотчетна народу. После выступили Эдуард Лимонов, председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова, представители «Яблока» и «Обороны».

Затем Марина Литвинович объявила, что выйти на трибуну может каждый, кто хотел бы высказаться, но тут в толпу вдруг начали лететь снежки. «Не обращайте внимания на этих идиотов», – сказала г-жа Литвинович. Неподалеку от корреспондента «НИ» показался тот самый человек, который полчаса назад на другом митинге возился с солдатскими сапогами. Оказалось, что около тридцати «евразийцев» после окончания своей акции в поддержку армии решили атаковать оппозиционный митинг. Выкрикивая лозунг «Нацболы продались Каспарову», они вклинились в толпу. Между ними и «лимоновцами» вспыхнуло несколько потасовок.

Однако милиция не допустила массовой драки. «Товарищи евразийцы! Уходим с этого поганого митинга!», – закричал один из партийцев. Его тут же окружили омоновцы и начали толкать к выходу. «Вы сказали уходить, мы и так уходим», – зло бросил он им. В этот момент к одному из лидеров «евразийцев» Валерию Коровину подбежал активист ЕСМ с видеокамерой в руках и с азартом сообщил: «Так, сейчас вас будут брать». «Куда брать?», – только и успел спросить г-н Коровин, как тут же был скручен подбежавшими омоновцами. Через секунду ОМОН схватил еще несколько «евразийцев» и, заломив им руки, затащил в грузовик. К этому моменту митинг уже закончился, и направлявшиеся было к выходу люди начали возмущаться действиями правоохранителей. «Да что же это такое? Обалдели они, что ли? За что они их так?», – удивлялись те, в кого только что летели снежки «евразийцев». Корреспондент «НИ» тоже попыталась выяснить причину задержания, но омоновцы были немногословны: «Все потом станет известно». Всего было задержано десять активистов ЕСМ, которых доставили в ОВД «Арбат».



Увезли в неизвестном направлении

В Нижнем Новгороде состоялись три пикета, приуроченных к Дню защитника Отечества. Ветераны боевых действий в Чечне сетовали на невнимание со стороны властей, мизерные суммы пособий и пенсий и перманентные отказы в предоставлении жилья. Правозащитники вышли на пикет вместе с «лимоновцами» и представителями «Яблока». 23 февраля правозащитники называют Днем защитника от Отечества и призывают уклоняться от военной службы «всеми доступными средствами и методами». Активисты СПС тем временем собирали подписи под письмом министру обороны Сергею Иванову с требованием отменить решение о ликвидации военных кафедр в вузах и сохранить действующие отсрочки. На сегодняшний день в Нижегородской области собрано более 100 тысяч подписей. Нацболам не повезло и в Нижнем. Через 20 минут после начала их пикета участников блокировали сотрудники ОМОНа. Молодых людей посадили в автобус и увезли в неизвестном направлении.

Сергей АНИСИМОВ, Нижний Новгород



Разгром Красной армии

23 февраля в Краснодаре состоялась манифестация организаций народно-патриотического толка, официально заявленная как шествие, посвященное Дню рабоче-крестьянской Красной армии. В акции принимали участие около 700 человек, среди них члены Союза коммунистической молодежи, Левого фронта, КПРФ, Союза советских офицеров, а также Национал-большевистской партии. Известно, что к «лимоновцам» также прибыло подкрепление из Ростовской области, Ставрополя и других регионов. Манифестанты пришли к зданию представительства президента с лозунгами: «Губернатора Ткачева – в отставку», «Народ и армия едины», «Сегодня мы – Красная армия!». «Еще в ходе митинга мы узнали, что против нас готовится провокация, – рассказала «НИ» одна из участниц акции. – К нам подходили сотрудники милиции и говорили – доиграетесь, пожалеете, что сюда пришли». После митинга левая молодежь отправилась в общественно-политический центр КПРФ, чтобы сдать плакаты и знамена. Ветераны окружили группу молодежи, чтобы не дать возможности сотрудникам милиции задержать молодых активистов. Неожиданно на пути колонны появились крепкие молодые люди в штатском и начали избивать «лимоновцев» и комсомольцев. «Били очень жестко и профессионально. Среди нацболов были тяжело травмированные – разбиты в кровь головы, лица. Мы видели, как одного парня сбили с ног и несколько раз ударили ногой в лицо», – утверждает участница акции. Досталось и ветеранам, пытавшимся защитить молодежь, – их отталкивали, валили на землю. После этого нападавшие и подъехавшие сотрудники милиции задержали 29 членов НБП. Все они были доставлены в ближайшее отделение милиции, где, по словам самих нацболов, их допрашивали и избивали целую ночь, наутро там же, в участке, состоялся суд, на который прибыл мировой судья. Всех задержанных приговорили к суткам ареста и штрафу в пять тысяч рублей, обвинив в нецензурной брани в общественном месте, а также в неподчинении сотрудникам милиции.

Сергей ПЕРОВ, Краснодар

"