Posted 25 января 2016,, 21:00

Published 25 января 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:17

Updated 8 марта, 03:17

Страшилки Раиса Сулейманова

25 января 2016, 21:00
В конце минувшего года в Казани был арестован гражданин Р. Сулейманов, которому предъявили довольно необычное обвинение - "публичная демонстрации атрибутики экстремистских материалов" (ст.20.3 КоАП РФ). Эксперт по этно-религиозным вопросам и специалист по радикальным течениям, как его представляют в СМИ, опубликовал в

Задержание малоизвестного эксперта из Казани получило в СМИ неожиданный и достаточно громкий резонанс. В некоторых изданиях даже появились публикации в защиту «известного исламоведа», который, якобы, является едва ли не борцом с национал-сепаратизмом и «единственным защитником традиционных ценностей» в республике.

Для того, чтобы понять, о ком все же идет речь, достаточно обратиться к местным СМИ и изучить публикации дотошных блогеров. И те и другие утверждают, что Раис Сулейманов никогда не был профессиональным исламоведом и не имеет профильного образования. Учился в аспирантуре Казанского университета, но не закончил. Не защитил он и свою диссертацию, которую посвящал теме «иудаики и израилеведения»... Более того, в мечетях среди верующих Сулейманов также не был замечен, хотя и представлял себя учеником заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова, погибшего несколько лет назад от рук террористов. Мало того, соратники Якупова утверждают, что тот даже не был знаком со своим «учеником».

Известность Сулейманов получил благодаря многочисленным публикация в СМИ на тему растущей угрозы радикализма. По его словам, в лесах Татарстана скрываются едва ли не сотни боевиков, а местные власти ничего не делают для борьбы с ними. Таким образом, довольно спокойный регион России может показаться взрывоопасной точкой, в которой и тревожно жить, и опасно появляться.

При этом ни для кого не секрет, что в Татарстане весь постсоветский период бережно сохраняется культура межнационального согласия, взаимодействия религий, популяризация мира и межнациональной дружбы. Особое внимание уделяется давним отношениям русских, татар и других этногрупп, проживающих в крае. Таким образом, по мнению реальных экспертов, умозаключения Сулейманова не имеют ничего общего с действительностью и той национальной политикой, которую столь взвешенно проводит руководством региона.

Возможно, в другое время на откровения «исламоведа» никто бы не обратил внимания, но на фоне нынешних непростых реалий вокруг России (санкции Запада, осложнение отношений Москвы и Анкары) они уже не воспринимаются столь безобидно. Сулейманов в негативном свете представляет экономические отношения Турции с Татарстаном, а рост инвестиционной активности южного соседа воспринимает, как «негативное влияние пантюркизма в России».

Экономические связи Татарстана с дальним зарубежьем (Китай, Эмираты, Казахстан, Турция и др.страны) действительно являются примером взаимовыгодного сотрудничества для всех регионов страны. А угрозы «ваххабизации», «исламизации» (как утверждает Сулейманов) давно уже не являются проблемной ни для власти, ни для самих жителей, как это было в начале девяностых.

Что касается темы диссертации Сулейманова и самого государства Израиль, на который он часто ссылается, то у Татарстана сложились давние дружеские отношения с этой ближневосточной страной. Десятки тысяч бывших жителей Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска и других городов стали гражданами Израиля. Иногда они возвращаются погостить на малую родину, навестить друзей, не опасаясь «скрывающихся в лесах Татарстана ваххабитсяких отрядов.

Более того, в республике действует общественно-политическая организация «Татары за Израиль» во главе с Закирой Зариповой. А Леонид Литинецкий создал и возглавил Всеизраильское объединение выходцев из республики Татарстан и не раз привозил в Казань и другие города израильских политиков и бизнесменов. Сегодня предприятия Иудеи и Самарии, например, успешно реализуют бизнес-проекты по установке холодильных установок не только с Москвой, Питером, но напрямую с Казанью и Набережными Челнами.

Больше всего, говорят в Татарстане, в этой истории возмущает то, что риторика «исламоведа» Сулейманова вовсе не способствует дружбе между людьми, проживающими в республике и сотрудничеству между конфессиями, а ровно наоборот - вредит межнациональному миру.

"