Posted 25 января 2006,, 21:00

Published 25 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

«Гораздо меньше, чем было обещано»

25 января 2006, 21:00
По данным социологов, в целом россияне не оценили усилия президента по реализации национальных проектов: 48% сограждан только «что-то слышали» об этом, а 41% вообще ничего не знают об инициативе руководства страны. При этом количество россиян, которые уверены, что национальные проекты не улучшат ситуацию в стране, выро

Напомним, что о необходимости реализовать приоритетные национальные проекты в области здравоохранения, образования, строительства доступного жилья и развития сельского хозяйства президент России заявил в сентябре прошлого года на расширенном совещании с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Государственного совета. Таким образом, тогда в Кремле собралась практически вся властная элита страны, которая с готовностью подхватила инициативу Владимира Путина. Министры рапортовали о подготовке к реализации нацпроектов уже с 1 января. Думское большинство заложило в бюджет на 2006 год дополнительно 134,5 млрд. рублей на реализацию проектов. Государственные СМИ начали активную кампанию по пропаганде президентской инициативы.

Но последние исследования государственного Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показывают, что в общей массе россияне усилия властей по улучшению качества жизни сограждан не оценили. Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 14–15 января 2005 г. В нем приняли участие 1564 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Первая путаница вышла с названием проектов. Слово «национальный» респонденты воспринимают по-разному. Если 66% понимают, что речь идет о приоритетах развития страны в целом, то каждый четвертый опрошенный (24%) уверен, что «национальный» означает учет интересов русских либо других национальностей страны. А каждый десятый (10%) респондент вообще не понимает, о чем именно идет речь.

Исследования социологов показывают, что не увенчались успехом и усилия государственных СМИ. Так лишь 8% опрошенных считают, что они «хорошо осведомлены» о национальных проектах. 48% только «что-то слышали» о президентской инициативе, а 41% просто ничего не знают об этом. Причем среди молодежи, ради которой нацпроекты во многом и задумывались, неосведомленных большинство – 53% респондентов. Те же сограждане, которые «что-то слышали», как показывают исследования ВЦИОМ, неоднозначно воспринимают национальные проекты. Только 20% опрошенных восприняли инициативу президента в качестве принципиально новой программы повышения качества жизни населения. Тогда как, по мнению 44% россиян, это всего лишь новое название для обычных программ решения старых социальных проблем. А 16% сограждан и вовсе считают нацпроекты «PR-акцией, отвлекающей внимание людей от непопулярных реформ».

В результате с сентября прошлого года на 3% сократилось количество россиян, которые верят, что новый курс президента России приведет к значительному повышению благосостояния граждан. В январе этого года таких оказалось 31%. Зато на 10% выросло число уверенных в том, что нацпроекты не изменят ситуацию в стране – их стало 48%.

Руководитель отдела социально-политического маркетинга ВЦИОМ Леонтий Бызов следующим образом прокомментировал результаты исследований: «В начале сентября, когда Путин объявил о национальных проектах, мы зафиксировали всплеск энтузиазма. Но потом у людей стало складываться впечатление, что все те обещания, которые были даны в сентябре, власть стала постепенно забирать назад. И к концу декабря в обществе возникло определенное разочарование. То есть люди стали считать: что-то, может быть, и дадут, но радикального улучшения ситуации по проблемам, обозначенным в национальных проектах, скорее всего, не будет».

"