Posted 25 января 2006,, 21:00

Published 25 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

«Нарушения носят массовый характер»

«Нарушения носят массовый характер»

25 января 2006, 21:00
Главными темами вчерашней повестки дня Парламентской ассамблеи Совета Европы стали нарушение прав человека в Чеченской Республике и осуждение тоталитарных коммунистических режимов. Кроме того, Совет Европы успел дать отрицательное заключение на российский закон, ужесточающий надзор за деятельностью неправительственных

Заседание открылось обсуждением чеченского вопроса. Доклад о нарушении прав человека в республике готовил немецкий парламентарий Рудольф Биндиг, но так как в этот понедельник истек срок его полномочий в Совете Европы, то зачитывать информацию пришлось представителю от Нидерландов Эрику Юргенсу. Основными обвинениями в адрес России стали утверждения о том, что нарушения прав человека в республике «по-прежнему носят массовый характер, кроме того, зафиксировано отсутствие существенного прогресса в работе Генпрокуратуры по расследованию многочисленных фактов нарушений прав человека». Представители российской делегации посчитали эту критику необъективной и обратили внимание на то, что «грубо игнорируется в целом положительная динамика в ситуации с правами человека в Чеченской Республике». Кроме того, автора доклада Рудольфа Биндига обвинили в том, что он «готовил доклад в спешном порядке и в ходе его подготовки ни разу не выезжал в Чечню».

Глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев признал, что проблема прав человека в Чечне существует, но обратил внимание на то, что в республике происходят и положительные изменения. Об этом, по его словам, в частности, свидетельствуют данные о сокращении числа похищенных людей на территории Чечни, а также завершение формирования конституционных органов власти. Кроме того, глава российской делегации призвал членов Совета Европы принять во внимание то, что с 2000 года на восстановление Чечни было направлено два миллиарда евро. Нашлись контраргументы у нашего представителя и по поводу прозвучавших в докладе Юргенса сообщений о продолжающихся в республике массовых исчезновениях людей. Косачев отметил, что парламент Чечни на днях решил создать комиссию по расследованию таких случаев. Критику в адрес Москвы поддержала представитель делегации Грузии в Парламентской ассамблее Елена Тевторадзе. Ссылаясь на данные международных организаций, представитель Грузии сообщила, что за два последних месяца в Чечне были убиты 27 человек, 45 пропали без вести (из них 8 женщин) и 38 человек были незаконно задержаны. Российские представители в ответ предложили Совету Европы вместо того, чтобы критиковать, оказать реальную помощь республике. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, например, призвал европейских депутатов дать рекомендации, как исправить положение в Чечне. Завершилась полемика тем, что Совет Европы все-таки принял резолюцию по данному вопросу и рекомендовал комитету министров Европы возобновить мониторинг за соблюдением прав человека в Чеченской Республике.

Кроме того, Парламентская ассамблея Совета Европы официально признала не соответствующим европейским стандартам принятый в России закон о контроле над неправительственными общественными организациями. Поправка об НПО была внесена в резолюцию по «чеченскому вопросу». Глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев в ответ на это заявил, что он возмущен некорректным решением, которое «дискредитирует Ассамблею». Косачев сказал, что в данном случае фактически был использован известный в законодательстве «принцип паровозика», когда принципиально важная поправка вносится в текст документа, по сути не имеющего к этой поправке никакого отношения.

Напоследок представители Парламентской ассамблеи оставили обсуждение антикоммунистической резолюции. Вопрос о необходимости осуждения коммунистических режимов вызвал такой интерес, что на обсуждение записалось около 70 делегатов. Но глава российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Константин Косачев заявил, что обсуждение этого вопроса «не будет иметь практического значения». Как заметил Косачев, те или иные решения в связи с подобными преступлениями находятся в компетенции национальных судебных органов. В свою очередь лидер КПРФ Геннадий Зюганов перед обсуждением данной темы в очередной раз назвал провокацией вынесение вопроса об осуждении коммунистической идеологии на обсуждение ПАСЕ. На момент подписания номера обсуждение резолюции продолжалось. Но большинство экспертов подтвердили «НИ», что, скорее всего, она все-таки будет принята. Между тем заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НИ»: «Никаких правовых последствий принятие антикоммунистической резолюции иметь не будет. Это скорее больше создаст проблем левым силам в Европе, представителей которых теперь смогут смело упрекать их политические противники. Точно так же Россия проигнорирует и резолюцию о признании нарушения прав человека в Чечне и заключение о несоответствии европейским стандартам закона о неправительственных организациях. Россия привыкла к критике, поэтому никак на нее не отреагирует и ничего изменять не будет».

"