Posted 25 января 2005,, 21:00

Published 25 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Скандалы вокруг Освенцима

Скандалы вокруг Освенцима

25 января 2005, 21:00
Скандалы вокруг Освенцима

Бурные споры по «еврейскому вопросу» – на грани фола и с намеренной привязкой к местным политическим катаклизмам – в эти дни бурлят не только в России. Беспрецедентный масштаб торжеств по случаю 60-летия освобождения гитлеровского концлагеря Освенцим (27 января в мемориале ожидаются лидеры полусотни ведущих стран мира) уже обеспечил небывалое число скандалов. Они будоражат и принимающую высоких гостей Польшу, где немцы построили эту «фабрику смерти» – ключевой элемент, как пишут исследователи, в «окончательном решении «еврейского вопроса». И политкорректную Европу. И даже ООН, которая, как напомнил на днях ее генсек Кофи Аннан, была основана в 1945-м «в ответ на холокост» – массовую охоту на евреев, учиненную фюрером.

То, из-за чего вспыхивают эти споры, и то, как они идут, довольно прозрачно указывает на их причину. Например, в ООН, где в понедельник уже прошла специальная сессия, посвященная памяти жертв нацизма, до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто же предложил ее провести. Вроде бы решение было принято на основании письма экс-посла США при ООН Джона Дэнфорта, к которому присоединились представители еще трех десятков стран. Однако израильская пресса в эти дни уверенно пишет о важной дипломатической победе своего премьера Шарона: он, мол, добился, чтобы о холокосте напомнили с той самой трибуны, с которой так часто звучат пропалестинские речи.

Еще скандальнее подоплека перебранки в Европарламенте, которому 27 января – в поминальный день – предстоит голосовать спецрезолюцию, осуждающую «антисемитизм, ксенофобию и расизм». Попытки согласовать ее проект пока не увенчались успехом, а пару дней назад вызвали бурную полемику между польским депутатом Богуславом Соником и английским депутатом баронессой Сарой Ладфорд. Суть и накал спора отражают две реплики. На требование польского парламентария «уточнить, что Освенцим построен немцами», а поляки пострадали от тамошних палачей, как евреи или цыгане, он получил ответ: «А что же вы забыли про гомосексуалистов?» После этого депутат хлопнул дверью, а баронесса заметила, что «нацистами и преследователями евреев были не только немцы».

Вызовут ли эти крайне болезненные для поляка намеки всеобщий скандал в день поминовения жертв концлагерей, неизвестно. Однако в кулуарах Европарламента, свидетельствует французская «Монд», именитые евродепутаты вовсю рассуждают о «христианских корнях антисемитизма в Польше» и о «погромах, которые католики устраивали еще до прихода немцев». В Освенциме, куда в день скорби съедутся великие мира сего, от вице-президента США до президента России, это неприличествующее моменту шушуканье наверняка заглушат поминальные речи. Но вот где его точно расслышат, так это в соседнем с мемориалом маленьком польском городке, у которого немецкий концлагерь украл имя Освенцим.

Никто, кроме местных жителей, разумеется, и не помнит, что у этого населенного пункта в 43 тыс. человек еще до прихода немцев за плечами было 8 веков истории, в которой польская составляющая намертво переплелась с еврейской (исходное название городка Ошпитцен – «место встречи» на идише). Теперь они разорваны навсегда: после того как пять лет назад в Освенциме (городе) умер последний верующий еврей, его соотечественники там не селятся. Уезжают и поляки: в городке безработица под 20%. Открывать в нем дискотеки и супермаркеты руководство мемориала Освенцим (его посещает по полмиллиона человек в год) считает неуместным, как, впрочем, и разговоры о туризме. «Коммерция на холокосте неуместна», – приводит швейцарская «Тан» слова Ярослава Менцфельда, ответственного от мемориала за связи с прессой. В результате тысячи паломников, которые в эти дни приезжают туда, едут спать и обедать в блистательный Краков – он в полусотне километрах от «фабрики смерти».

Говорят, мэр городка Януш Маршалек пару лет назад был избран потому, что вел кампанию против музея и «еврейских международных организаций, которые не дают городу жить». Другие на это возражают, что в супермаркет, который не дали построить сотрудники мемориала, он намеревался вложить личные деньги (обычная, надо сказать, для мэров из бывших соцстран история). В общем, история всегда возвращается: городок умирает по мере того, как число посетителей мемориала растет.

Что будет к следующему– 70-летнему – юбилею освобождения самого большого немецкого концлагеря, ни в городке Освенцим, ни в кулуарах Европарламента или штаб-квартиры ООН сказать не берутся. Наверное, накал торжеств будет меньше, предполагают историки, потому что пережившие ужасы Освенцима узники (освободители нашли в нем 7 тыс. человек) умирают, доверяя хранить свою живую память потомкам, мемориалам и политикам, которые, разумеется, погружаются в споры накануне знаменательных дат. Историческая память так и функционирует, пишет один из исследователей Освенцима, француз Николя Вей: она – последовательность кризисов и сшибок национальных мнений, которые иногда через года, а иногда и через века позволяют подойти к общему и приемлемому для всех видению спорных и противоречивых событий.

Без сомнения, такую страшную страницу истории, как Освенцим, не перевернуть без попыток ее переписать или вырвать. В свое время советские историки утверждали, что там погибло пять миллионов, стараясь не упоминать о евреях. Поляки (при социализме) снизили цифру до 4 миллионов, но о евреях тоже говорить не любили. С конца 80-х, после крушения соцлагеря, наоборот, говорят в основном о евреях. Что справедливо: из 1,1 миллиона погибших (таковы последние данные) евреями были 90%. Однако для того чтобы споры – где бы они ни велись – не срывались на крик, нельзя забывать и о погибших там 75 тыс. поляков, 21 тыс. цыган, 15 тыс. граждан СССР. А также о 230 советских солдатах – теперь уже соотечественниках не по стране, а по общему прошлому, – погибших в боях с палачами при освобождении лагеря полвека назад.




Навстречу холокосту

"