Posted 25 декабря 2020, 07:00

Published 25 декабря 2020, 07:00

Modified 7 марта, 14:05

Updated 7 марта, 14:05

Первый год губернатора Иркутской области Игоря Кобзева: мнение экспертов

25 декабря 2020, 07:00
Год работы в регионе и 100 дней с момента победы на выборах: у губернатора Иркутской области Игоря Кобзева в декабре — двойной «юбилей».

Так повелось, что отечественная политическая система имеет ярко выраженный персонифицированный характер. Исторические периоды страны измеряются правителями, регионов — губернаторами.

Напомним, в декабре 2019 года начался новый период в истории Иркутской области. «Красный» губернатор Сергей Левченко, пришедший к власти в 2015 году на волне протестного голосования, 12 декабря добровольно подал в отставку. Владимир Путин ее принял в тот же день, и этой же датой назначил Игоря Кобзева временно исполняющим обязанности губернатора Иркутской области.

Через два дня Игорь Кобзев уже был в Тулуне, занимался вопросами ликвидации последствий паводка, от которого летом 2019 года пострадали десятки тысяч жителей региона.

Именно неспособность организовать восстановительные работы на подтопленных территориях эксперты называли в качестве основной причины, побудившей Сергея Левченко отказаться от должности губернатора. Сам же он уверял, что уходит из-за обвальной критики, звучащей в его адрес в федеральных СМИ.

Назначение врио губернатора Игоря Кобзева в регионе было встречено с удивлением: он уроженец Воронежа, в Приангарье никогда не работал, в последнее время занимал должность заместителя министра МЧС Российской Федерации.

Тем не менее, в традиционно протестной Иркутской области, где слово «варяг» является клеймом, на выборах в единые дни голосования 11–13 сентября 2020 года Кобзев получил поддержку 60% избирателей, в 2,3 раза опередив местного фаворита от КПРФ. Таким образом, регион стремительно вышел из «красного пояса», отказался от протестной повестки и приступил к работе в ином формате.

Одним из главных достижений Кобзева эксперты считают то обстоятельство, что в Иркутской области прекратились внутриэлитные войны и конфликты.

Публицист, политолог Сергей Шмидт считает, что, если отбросить все дела в сфере социально-экономического развития региона, хозяйственные, экологические и прочие вопросы, которыми губернатор занимается в постоянном режиме, то главным достижением Игоря Кобзева являются выигранные губернаторские выборы. «Все-таки большая часть политизированной публики в конце 2019-начале 2020, и даже весной 2020 года, если бы ей сказали, что „варяг“, не имеющий вообще никакого бэкграунда, связанного с Иркутской областью, пришедший в губернаторы и получивший чуть ли не в ту же самую неделю порцию самого омерзительного черного пиара, сменивший красного губернатора, чье правление по формальным показателям все-таки не было провальным, в Иркутской области, известной протестными голосованиями, всяческими другими проявлениями свободолюбия избирателей, непредсказуемыми электоральными чудесами, в первом туре убедительно „вынесет“ самого перспективного члена КПРФ-иркутянина, наверное, многие в это не поверили бы. И это при том, что выборы прошли в 2020 году с его пандемией, кризисом, падением цен на нефть, снижением доходов и т. д.», — отмечает эксперт.

Сергей Шмидт напомнил, что основной конкурент Игоря Кобзева — коммунист Михаил Щапов — уже в ночь выборов признал свое личное поражение и не предпринимал никаких попыток оспорить результат или каким-то образом придраться к голосованию, вытащить какие-то нарушения. «Это была убедительнейшая, на все 100 процентов, победа, про которую никто не скажет, что она достигнута исключительно эмоциями избирателей, как это было в 2015 году, когда на волне протестного голосования победил Левченко. Это главный результат Кобзева. Если бы он набрал в районе 51%, его пять лет бы потом терзали тем, что он „накрутил голоса“. А тот процент, который он получил, все-таки, снял все вопросы по поводу победителя», — комментирует Сергей Шмидт.

Он считает, что причиной такого электорального чуда стало то, что Кобзеву удалось консолидировать пресловутую местную элиту, удержать ее от раскола. «Я исхожу из того, что это его личная победа, потому что он сделал много лично, как человек, чтобы выборы выиграть. Он, действительно, очень мотивированный, он, действительно, хочет здесь чего-то добиться. И не только для собственной славы, но и чтобы люди сказали ему искреннее спасибо. Это чувствуется. Важный момент: политтехнологами замечено, что избиратели подсознательно голосуют за тех, кто больше хочет выиграть. И тут, несомненно, что в номинации действительно хотевших выиграть эти выборы у Кобзева конкуренции не было, несмотря на то, что его соперника можно считать серьезным политиком. Это серьезная победа. Это главная победа в стране на выборах 13 сентября 2020 года».

Бизнес-омбудсмен Иркутской области Андрей Лабыгин также считает, что несомненным достижением Игоря Кобзева является прекращение войны «всех против всех». «Конфликтность как внутри областной власти, так и между областной властью и муниципалитетами, внутри муниципалитетов, между областью и областным центром за это время исчезла либо поставлена на твердую паузу», — полагает Лабыгин.

Сергей Шмидт отмечает, что Кобзеву удалось сохранить внутриэлитный мир и после выборов: «В принципе, уже не первый месяц длится уникальная для Иркутской области ситуация высокой степени согласованности взаимодействия разных ветвей и уровней власти — губернатора, правительства, Законодательного собрания, мэрии областного центра. Главы местного самоуправления, от которых можно было ожидать какой-то партизанской войны, работают согласованно».

Председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семенов считает, что самое главное достижение Игоря Кобзева за этот год — изменение отношения областной власти к муниципалитетам: «Сегодня все муниципальные образования значимы для областного правительства и губернатора. Для Игоря Кобзева нет территорий важных и неважных. Понятно, что перед ним стоит задача по Тулуну, понятно, что есть Байкальск и Усолье с их экологическими проблемами, но при этом все остальные муниципалитеты тоже не обделены вниманием. Губернатор практически везде побывал, практически везде занимался местными проблемами, так или иначе, нашел методы и способы их решения».

Вадим Семенов отмечает, что тактика «разделяй и властвуй», которой придерживалась команда прежнего губернатора, пытавшаяся разрушить Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области, заменена на политику консолидации. Это свидетельствует о том, что Игорь Кобзев чувствует себя уверено на посту губернатора и для достижения поставленных целей не нуждается в политических манипуляциях.

«Он перед мэрами поставил задачу — искать возможность консолидироваться, работать сообща. То, что у нас сегодня еще более эффективно работает Ассоциация, то, что туда вернулись практически все муниципалитеты, в значительной степени — заслуга Игоря Кобзева», — отмечает Вадим Семенов.

Одной из самых острых проблем Иркутской области традиционно является конфронтация между областной властью и администрацией города Иркутска. Это замедляет темпы инфраструктурного и социального развития города. В частности, в последние годы область саботировала строительство школ, дорог в городе. Процент софинансирования строительства соцобъектов из муниципального бюджета для города Иркутска был установлен в три раза выше, чем для прочих муниципальных образований. Сейчас этот конфликт ликвидирован, установлен диалог между муниципальной и областной властью.

Председатель Думы города Иркутска Евгений Стекачев отмечает: «Мы депутатским корпусом встречались с губернатором уже пять раз. До этого все губернаторы (а я являюсь депутатом иркутской Думы уже 12 лет), их было четыре, как раз четыре раза с нами и встречались. Это по поводу возможности встретиться, обсудить важные вопросы. А по поводу работы: Игорь Иванович серьезно подходит ко всем темам, не разделяя их на важные и не важные. Это импонирует депутатам. Когда человек пытается настолько глубоко погрузиться в решение проблем, возникает правильное, конструктивное решение».

По словам Евгения Стекачева, сейчас город Иркутск серьезно работает с областью по поводу здравоохранения: «У нас впервые с 2013 года начался диалог с правительством Иркутской области по поводу размещения, строительства новых больниц, поликлиник. У нас с момента передачи полномочий по здравоохранению в принципе эта работа не велась. Очень большое внимание уделяется сейчас реализации нацпроектов, и со стороны губернатора есть хорошее содействие, помощь, чтобы эта деятельность была в унисон с действующими федеральными программами. И, конечно же, финансирование: диалог идет полноценный. Это, на самом деле, командные взаимоотношения, чего, на мой взгляд, не было лет пять. Сейчас мы действуем на один результат — все власти четко выстроены по вертикали и горизонтали. У нас нет разделений на губернатора, мэров, думы: цель одна, мы сейчас не спорим и не даем оценки друг другу, кто как работает, не дискутируем, где чье полномочие. Проблема есть — и мы принимаем совместное решение, как с ней справиться».

Сергей Шмидт считает, что для населения важно, когда представители власти исполняют свои обещания. «Позитивная программа Кобзева была связана с темой его особых отношений с федеральным центром и обещаний поддержки, которую получит Иркутская область в случае его победы. И тут важно подчеркнуть, что эти обещания не оказались пустыми. Тот случай, когда он может сказать: „Это не только от меня зависело, но смотрите — получается, то, что я обещал, сделано“. Это все мы видим своими глазами. Например, Федеральный экологический оператор ГК „Росатом“ реально разгребает ядовитую помойку в Усолье. Остатки оппозиционной прессы утверждают, что там ничего не делается, но это — абсолютная ложь. И 24 млрд дал федеральный центр Иркутской области, чтобы залатать бюджетные дыры», — отмечает Шмидт.

По мнению Вадима Семенова, в этом году в исполнительной власти был особенно востребован опыт работы в чрезвычайных ситуациях, которым обладает губернатор Кобзев.

«Это очень сложный год — не только для Иркутской области, но и для страны в целом, и даже более глобально — для всего человечества. Пандемия, которая сегодня бушует, безусловно, накладывает отпечаток на все — и на политику, и на экономику, и на социальные отношения, межличностные. И я считаю везением для Иркутской области, что губернатором был избран человек с такими компетенциями, как Игорь Кобзев, — полагает председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. — Во-первых, он очень хорошо умеет работать как раз в условиях сложных, условиях ЧС. Он работал в министерстве чрезвычайных ситуации, ему знакомы и трудности, он умеет их преодолевать. И самое главное — он умеет организовать работу в условиях действительно сложных, мобилизовать людей, настроить работу. Он скрупулезен до мельчайших деталей, подробностей, пытается разбираться во всем».

Между тем, по мнению экспертов, в первый год управления Иркутской областью Игорем Кобзевым были допущены и некоторые упущения. «Если бы не было ошибок, я бы не был уверен, что человек нами управляет, — говорит Сергей Шмидт. — Кобзеву удалось использовать главный ресурс, который есть у „варяга“ — то, что для него все равны, область не делится на чужих и своих, и, в принципе, он может с нуля выстраивать отношения со всеми. Это ресурс, который он использовал, добившись внутриэлитного мира. Но оборотной стороной медали является, и это, конечно, минус — он не знает людей. Поэтому неизбежны кадровые ошибки. Эти кадровые ошибки были совершены, самая большая — министр здравоохранения. Скажем прямо, для начинающего губернатора в год пандемии получить министра здравоохранения, который теперь под арестом в связи с коррупцией — это упущение. Но, с моей точки зрения, неплохо было бы провести внутреннюю проверку, а кто посоветовал, согласовал? Есть еще ряд ошибочных кадровых решений. Но это ошибки, которые неизбежны».

Эксперты отмечают высокую трудоспособность и стрессоустойчивость губернатора, а также его системный подход к решению проблем. Уже в ближайшее время ожидается, что Игорь Кобзев внесет предложения по изменению структуры регионального правительства. Команда сформирована не окончательно, к концу января 2021 года могут появиться новые лица в областном правительстве. А Игорь Кобзев перестанет восприниматься как «новый губернатор»: далее его деятельность будет оцениваться по такому сложному и неоднозначному показателю, как общая ситуация в Иркутской области.

Подпишитесь