Posted 24 декабря 2014,, 21:00

Published 24 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:02

Updated 8 марта, 04:02

Жить по уставу

24 декабря 2014, 21:00
Конституционный суд России (КС) признал законным действующий порядок, не дающий право гражданам напрямую определять структуру органов муниципальной власти. Как говорится в решении суда, возможностей влиять на порядок формирования местной власти и так достаточно: это и общественное обсуждение, и подача обращений в орган
Сюжет
Выборы

КС опубликовал решение по жалобе двух омских активистов Дмитрия Колодежного и Дмитрия Передельского. Они оспаривали конституционность положения закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», который не дает гражданам право напрямую определять структуру органов местного самоуправления. В 2013 году активисты пытались организовать в Омске референдум по различным вопросам, в том числе об избрании мэра и о введении института сити-менеджера. Однако Горсовет Омска в проведении референдума им отказал, сославшись на его противоречие федеральному законодательству.

Возможность самостоятельного определения структуры местной власти существовала у граждан ранее, однако в 2003 году была отменена. В действующей же редакции закона говорится, что структура и порядок формирования местной власти определяются уставом муниципального образования, который принимается местными депутатами. Таким образом, вопрос о структуре органов местного самоуправления (МСУ) «может решаться только представительным органом муниципального образования», согласился КС.

Это относится и к вопросу об отмене прямых выборов мэров, которая наблюдается сейчас во многих российских городах в рамках реформы МСУ. «В случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов... проведение местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления не допускается», – определил КС, сославшись на нормы федерального закона.

При этом, по мнению судей, население и в рамках действующего законодательства имеет возможность определять структуру муниципальной власти – через публичное обсуждение изменений в устав, а также право граждан на индивидуальные или коллективные обращения в органы местной власти, в рамках которых они могут ставить «любые вопросы, касающиеся содержания устава муниципального образования, в том числе в части изменения структуры органов МСУ».

Если жители муниципального образования пассивны или доверяют своим депутатам, то последние сами вполне могут определять структуру органов местной власти, считает эксперт движения «Голос» Аркадий Любарев. Однако во многих городах ситуация противоположная. «Депутаты принимают решения, не слушая граждан, – например, вводят институт сити-менеджера, который не пользуется поддержкой населения. Население пытается инициировать референдум о прямых выборах мэра, а им под довольно странными предлогами отказывают. Есть Нижний Новгород, Челябинск, Пермь – три крупных города, где действительно было довольно активное стремление граждан провести референдум, но им препятствовали», – сказал он.

Однако, добавил эксперт, во-первых, так было до закона от 27 мая 2014 года о реформе органов МСУ, «которым и местную власть фактически отстранили от решения этого вопроса». Во-вторых, даже если бы и вернули право проводить референдумы о структуре органов МСУ, еще неизвестно, удалось ли бы их провести. Ведь для признания референдума состоявшимся в нем должна принять участие половина горожан. «Да, большинство бы проголосовали за прямые выборы мэра, но была бы явка в 50 процентов, это большой вопрос. Ведь в крупных городах, как известно, активность граждан не очень высокая. Хотя при активной кампании референдум вполне мог бы состояться», – сказал г-н Любарев.

"