Posted 24 ноября 2015,, 21:00

Published 24 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:18

Updated 8 марта, 03:18

Поэтапное воздействие

Поэтапное воздействие

24 ноября 2015, 21:00
Думская рабочая группа по корректированию скандального законопроекта об использовании сотрудниками ФСИН спецсредств согласовала поправки, призванные стать компромиссом между пожеланиями правительства и правозащитного сообщества. В соответствии с предлагаемыми изменениями документ будет дополнен четырехуровневой градаци

В начале декабря комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции может обсудить поправки к законопроекту, расширяющему основания для применения сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) силы к заключенным. Правительственный законопроект, получивший неофициальное название «закон садистов», был принят нижней палатой в первом чтении 21 октября и тут же широко раскритикован депутатами оппозиционных фракций и правозащитниками, назвавшими его узакониванием фактически произвольного насилия над осужденными.

В результате на заседании специально созданной рабочей группы с участием представителей Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, аппарата российского омбудсмена, Минюста и ФСИН были согласованы смягчающие поправки для внесения в законопроект. В частности, из оснований для применения силы и спецсредств предлагается убрать случаи нарушения режима. Кроме того, использование силовых методов предлагается поделить на этапы: сначала сотрудник ФСИН должен будет сделать предупреждение заключенному, если это не помогает, то можно будет применить к нему силу, и только потом – спецсредства (к которым относятся дубинки, электрошокеры, газовые баллончики, водометы и служебные собаки). В случае же если и такие меры не помогут, то четвертым уровнем силового воздействия станет применение огнестрельного оружия.

Как сообщил глава рабочей группы Александр Хинштейн, такие поправки, вводящие, по его словам, «исчерпывающий перечень» мер силового воздействия, станут компромиссом между правительством и правозащитниками и ликвидируют все нарекания общественности к законопроекту.

Компромиссные формулировки по некоторым пунктам действительно найдены, однако к ситуациям, когда разрешается применение силы, по-прежнему есть вопросы, возразил гендиректор Института прав человека Валентин Гефтер. «Нарушение режима исключено из оснований для применения силы, однако их заменили другими нормами, например, применением силы за неповиновение законным требованиям сотрудников ФСИН. А мы понимаем, что часто неисполнение требований связано именно с нарушением режима. Поэтому здесь есть обеспокоенность, чтобы это не свелось просто к замене слов без изменения сути. И мы будем добиваться, чтобы применение силы было возможным лишь при физическом насилии, сопротивлении со стороны осужденного. Только тогда как крайнее средство можно разрешить силу, но лишь после того, как сотрудник ФСИН убедился, что невозможно действовать другими способами: словами, выговором, помещением в ШИЗО», – сообщил г-н Гефтер «НИ».

Кроме того, по его словам, правозащитники пока безуспешно добиваются конкретизации ответственности сотрудников ФСИН за причиненный вред. «Сначала был абзац, что сотрудники вообще не несут ответственности за применение силы. Теперь согласились добавить фразу «в случае, если это признано правомерным». Но мы считаем, что этого недостаточно: нужно конкретизировать, что такое правомерно. В рабочей группе же считают, что это и так понятно», – рассказал правозащитник.

«Что значит неповиновение? Это вещь очень растяжимая. В жару человеку приказали снять сделанную из газеты пилотку, а он отказался – и на этом основании бить? И потом, где в такой ситуации найти свидетелей? Так что в законопроекте по-прежнему широкое поле для произвола и откровенного насилия со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы», – заметил «НИ» сопредседатель Ассоциации независимых наблюдателей тюрем и полиции Валерий Борщев. Также он обратил внимание на сохраненную в законопроекте норму о том, что о тяжелых последствиях в результате применения спецсредств необходимо сообщать прокурору в течение 24 часов.

«О таких случаях нужно сообщать незамедлительно! За сутки можно убрать все улики и подстроить все нужным для тебя образом. Это также огромное поле для произвола и нарушения закона», – добавил эксперт.

"