Posted 24 ноября 2008,, 21:00

Published 24 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:47

Updated 8 марта, 07:47

Страна, выходи строиться!

Страна, выходи строиться!

24 ноября 2008, 21:00
Отменив большинство отсрочек для призывников, думцы решили взяться за резервистов. На рассмотрении в Госдуме находятся поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе». На военные сборы граждан предлагается призывать не раз в три года, а сколько понадобится. Эксперты считают, что парламентарии отстали от жизн

По старой, еще советской системе формирования армии в мирное время воинские части функционируют в «спящем» режиме. Солдаты и призывники, что проходят там службу, составляют лишь треть состава той же дивизии в случае войны. Случись что, объявляется всеобщая мобилизация резервистов, Родина собирает полки и дивизии, которых ждут танки и бронетранспортеры. Разворачиваются армии и фронты – какой-нибудь Первый белорусский и Второй украинский – и дается отпор врагу.

Чтобы резервисты смогли отличить танк от полевой кухни, отслужившие свое солдаты и офицеры запаса (обычно выпускники военных кафедр вузов) должны проходить военные сборы. Там им покажут танк и дадут пострелять. По закону «О воинской обязанности» призвать могут любого военнообязанного в возрасте до 45 лет. Чтобы узнать, кого и куда могут определить, достаточно в военном билете посмотреть воинскую специальность: танкиста на подводную лодку не загонят. В народе резервистов за внешний вид прозвали «партизанами» – здоровенных, небритых и лохматых дядек одевали в старую застиранную форму чуть ли не времен Великой Отечественной. На сборах «партизаны» в основном пили и спали – доверить им технику ни один здравомыслящий офицер не решался.

В 90-х годах сборы прекратились – деньги кончились, а «партизан» нужно кормить и содержать. После 2000 года практика сборов возобновилась. Автора этого материала, отслужившего еще в 1990 году, пару лет назад военкомат зазывал к себе, но житейские проблемы не позволили принять приглашение. Впрочем, воинская специальность у меня не актуальная – «рулевой кораблевождения». А сейчас в цене мотострелки и танкисты. На недавних учениях в Уральском военном округе в войска были призваны более 5 тыс. резервистов. От сборов освобождены «граждане женского пола», милиционеры и пожарные, губернаторы, министры и сенаторы. А вот депутаты под пристальным оком телекамер время от времени выезжают в Таманскую дивизию, где радостно палят из всех видов оружия, получают очередные звания офицеров запаса и тут же обмывают их на банкете.

Между тем нынешний закон предусматривает ограничение на призыв резервистов. Гражданина не имеют права трогать в течение трех лет после пройденных им сборов. Именно это ограничение и предлагают убрать депутаты. В пояснительной записке говорится, что сборы бывают учебные и проверочные. Учебные описаны выше. «В отличие от учебных сборов, проверочные сборы предназначены для внезапной (выделено автором законопроекта. – «НИ») проверки воинских частей с целью определения уровня их боевой и мобилизационной готовности», – говорится в документе. То есть военкомат должен внезапно по тревоге поставить под ружье нужное число «партизан» и направить их в часть. По мнению авторов поправок, устроить такую проверку мешает как раз трехлетние «партизанские» каникулы.

По мнению члена Общественного совета при Минобороны Анатолия Цыганка, «депутаты в своих законах отстали на несколько лет». Эксперт напомнил «НИ», что уже со следующего года в армии начнется сокращение офицеров. Как писали «НИ», до 2012 года погоны снимут 160 тыс. человек. «Кто будет обучать резервистов, призванных на сборы?» – задается вопросом г-н Цыганок. Сегодня, по его мнению, важнее решать вопрос дальнейшей судьбы уволенных из армии людей. «Экономический кризис приводит к сокращению сотрудников предприятий, а тут 160 тыс. офицеров. Где они найдут работу?» – рассуждает г-н Цыганок. На этом фоне инициатива депутатов увеличить количество военных сборов для резервистов выглядит явно несвоевременной. По мнению специалиста, думцам нужно в первую очередь заняться разработкой новой Военной доктрины, которая даст ответ на вопрос, какая армия нужна России. И тогда уже станет ясно, нужны ли нам вообще резервисты и в каком количестве.

"