Posted 24 августа 2009,, 20:00

Published 24 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:15

Updated 8 марта, 07:15

Свои люди

Свои люди

24 августа 2009, 20:00
На днях Дмитрий Медведев, выступая на выездном совещании с членами Совета безопасности в Ставрополе, назвал коррупцию в качестве причины роста терроризма и экстремизма на Северном Кавказе. По мнению президента, в сложившейся нестабильной обстановке виноваты стоящие у власти кланы, которым «плевать на народ, которые тол

Термин «клан» используют для обозначения группы кровных родственников, имеющих общего реального или мифического предка. Формирование властных структур по принципу принадлежности чиновника к тому или иному клану, действительно, широко распространено в республиках Северного Кавказа, и тому имеются давние исторические причины. Однако еще во времена СССР кланы во власти объединяли не только родственников, но и бывших коллег или сослуживцев, а зачастую просто земляков.

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин утверждает, что во властных структурах существуют кланы командного типа. «Например, при Брежневе был днепропетровский клан, – пояснил «НИ» политолог. – Были еще в советское время такие команды по принципу землячества». Политолог считает, что, с одной стороны, кланы коррупционны, архаичны, препятствуют экономическому развитию. Но с другой – непонятно, что можно предложить вместо них. Он напомнил, что в советское время генсек Юрий Андропов уже пытался бороться с кланами в Узбекистане. «Ну и что? Клановая система все равно сохранилась, хоть и понесла ущерб», – замечает эксперт.

Аналитики уверены: формирование команды по принципу землячества или давнего знакомства – неотъемлемая часть российской системы управления. Например, приходит на должность начальника УВД какой-то человек, естественно, что он набирает команду из тех, на кого может положиться. «Это типичная ситуация, потому что любой начальник любого уровня стремится сформировать команду из лояльных людей, – рассказала «НИ» эксперт Центра политической конъюктуры Оксана Гончаренко. – Если есть национальный фактор в регионе, то очень часто эти лояльные кадры будут представителями одной диаспоры. Просто национальный компонент выражен не во всех регионах, там могут играть роль дружеские связи, кто с кем работал и так далее».

По мнению социолога Леонида Седова, принцип землячества прочно лег в основу формирования нынешних элит. «Это общечеловеческое свойство окружать себя людьми, которых знаешь, от которых ждешь лояльности, – рассказал он «НИ». – У нас это распространено в связи с особенностями менталитета». В принципе, говорит Алексей Макаркин, формирование команды по принципу землячества, конечно, способствует коррупции. «Но тут надо смотреть каждый конкретный случай, – считает политолог. – Есть примеры, когда человек делает ставку на своих, и никакой коррупции при этом нет. Проблема в том, что общество воспринимает коррупцию как что-то неизбежное».

Выходцы из других стран научили немцев жить по-семейному

Вообще-то немцам совсем не свойственно тянуть своих. Будь это родственные узы, общее место рождения, совместное обучение в вузе или школе… Дружба дружбой, а табачок всегда врозь. Потому что помощь ближнему, не предусмотренная инструкцией и не оговоренная условиями какого бы то ни было контракта, находится вообще за гранью понимания немецкого гражданина. Поэтому до недавнего времени понятие «клановость» отсутствовало во всех сферах немецкой жизни. Но процессы европейской интеграции коснулись и неприступной твердыни – повсеместного, всепоглощающего «орднунга». Как пишет в своих книгах исследователь феномена клановости в контексте коррупции и криминалитета доктор Юрген Рот, еще совсем недавно невозможно было представить, что эти проблемы коснутся и Германии. Одна из его книг так и называется «Немецкие кланы». Факты, приводимые автором, повергают добропорядочного бюргера в шок. Оказывается, и в спокойной Германии прекрасно себя чувствуют и процветают, к примеру, албанские преступные кланы, специализирующиеся на бизнесе от проституции и торговли наркотиками и оружием. Ученый недоумевает, почему, будучи в курсе этих грязных дел и грязных денег, полиция бездействует. Вывод доктора Рота убийствен: у преступных кланов существует прикрытие в самых высоких слоях немецкого общества, и громкие разоблачительные скандалы могли бы совершенно неожиданно скомпрометировать иных представителей политического бомонда. Не обходит своим вниманием автор и клан русской мафии на территории Германии. Здесь те же традиционные для криминала источники денег плюс контрабанда дешевых сигарет из России. Из-за колоссальной разницы в цене прибыль от нелегального импорта табачных изделий высока. А чем больше прибыль, тем крепче и надежнее невидимый щит, противодействующий усилиям полиции в борьбе с новым для Германии явлением, – преступными кланами и их высокими покровителями.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Берлин


На Украине в роли кланов выступают политические партии

Тринадцать лет назад вышла книга «Днепропетровская семья», подготовленная сотрудниками Украинского независимого центра политических исследований. Фактически с этого времени в стране и начат отсчет развития своеобразной науки – «кланологии», изучающей это явление, наиболее характерное для периода президентства Леонида Кучмы. Тогда группы влияния носили четко определенный региональный характер: донецкий клан, львовский, днепропетровский, киевский. Ныне региональные кланы рассыпались на «кружки по интересам» – отдельные группы в крупных партиях и партии. «Кланы в украинской политике уже не играют той роли, которую играли ранее, поскольку отсутствует механизм влияния региональных групп, региональных элит на центральную власть. Потому с ними и не борются. Сегодня нет понятия ни «донецкий клан», ни «днепропетровский», ни буковинский. Например, в Донецке существует отдельная группа Рината Ахметова, отдельная группа Клюева, отдельная группа Васильева и так далее. В том же буковинском клане не пересекаются в деятельности между собой группы Фирташа, Яценюка, Папиева», – заявил «НИ» директор Киевского института проблем управления имени Горшенина Константин Бондаренко. Украина не Сицилия, и кланов у нас нет, согласен с коллегой директор пиар-группы «Политтехнологии» Тарас Березовец. Однако явление, которое подразумевает это слово, есть, и называется оно, по мнению собеседника «НИ», «политические партии»: «Именно они являются инструментом ведения семейно-олигархического бизнеса. Роль политических партий как сосредоточия интересов крупного бизнеса чрезвычайно высока. И основная политическая борьба разыгрывается как максимум в треугольнике и как минимум между двумя крупнейшими политическими силами». По мнению эксперта, принцип закрытости политической системы, который присущ украинской политике, должен к 2012 году претерпеть значительные изменения. Это произойдет после того, как будет отменен принцип пропорциональности при избрании депутатов местных советов и Верховной рады, «поскольку именно эта система, пришедшая на смену мажоритарной, усилила тенденцию клановости».
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

"