Posted 25 июня 2019, 16:40
Published 25 июня 2019, 16:40
Modified 7 марта, 15:54
Updated 7 марта, 15:54
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (2019-2024) включает, в частности, указание на приведение в нормативное состояние не менее половины региональных и муниципальных дорог. Работы охватят 104 агломерации на территориях с почти половинным населением России (69 млн человек). В регионы на исполнение нацпроекта направляются транши на десятки миллиардов рублей.
В понедельник, 25 июня, эксперты в области дорожного строительства и федеральные чиновники суммируют инициативы по решению «дорожного вопроса». Обсуждения проходят в рамках двухдневного выездного семинара-совещания в мастерской управления «Сенеж» в Московской области. Участники обмениваются опытом работы регионов в сфере дорожного строительства, проводят «мозговые штурмы» по спорным вопросам, подбирают решения конкретных задач, соотнося их с лучшими из опробованных российских и мировых практик.
Появившиеся таким образом предложения будут во вторник вместе с докладом рабочей группы озвучены президенту на заседании Госсовета в Кремле.
- Перед всеми главами сегодня стоит общая задача – достижение целевых показателей, объемов нацпроекта. Совместные совещания в формате «без галстуков» эффективны с точки зрения ускорения процессов выработки оптимальных решений, такие встречи помогают друг дуга быстрее понимать, - говорит глава Бурятии, руководитель рабочей группы Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов.
Какие первоочередные задачи стоят перед всеми губернаторами? В сжатое время нужно кардинально изменить существующую сеть автомобильных дорог. В каждом регионе своя специфика, но нащупываются и общие для всех субъектов России болевые точки. Образование детей на тему безопасности поведения на дорогах, освещение дорог, функция МВД по контролю соблюдения правил дорожного движения, материально-техническая оснащенность, качество строительных работ и контроль за ними, особенности контрактной работы, нормативная база, регламентирующая взаимоотношения всех участвующих в дорожном строительстве структур, - перечисляет дискуссионные темы губернатор Бурятии.
Дороги наряду с социально-экономическими вопросами и вопросами ЖКХ входят в топ приоритетных направлений в регионах, поэтому губернаторы должны погружаться и на теории, и на практике в дорожную тему, - говорит врио губернатора Курской области, руководитель подгруппы «Ценообразование и экспертиза в дорожном строительстве» Роман Старовойт.
- В ходе «мозговых штурмов» родилось несколько предложений. Обсуждение их в режиме реального времени в одном месте, в том числе с федеральными министрами, с Федеральным дорожным агентством дает синергетический эффект. Только комплексный подход помогает быстро находить решения, - комментирует итоги совещаний губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
По его словам, на дискуссиях обсуждались разные темы. Связаны они были с темами строительства, процедур при прокладывании межмуниципальных и сельских дорог, открытым остается и вопрос о подведении трасс к поселковым пунктам и т.д.
– Если строить по существующим нормативам, то траты получаем космические, а используются эти дороги реже всего из всей дорожной сети. Необходимо упростить процедуры по развитию сельских дорог. С таким предложением мы будем выходить к правительства, - говорит Бочаров.
К существенному неблагоприятному фактору руководители регионов относят «систематическое недофинансирование региональных дорожных фондов» последние 10 лет.
- Сейчас мы находимся в первом годе реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сегодня даже с учетом выделения дополнительных средств региональные дорожные фонды наполняются на 30% от требуемого объема. Первые год нацпроект начинает работать только на переоснащение матбазы и повышение квалификации работников, - отмечает Роман Старовойт.
В целом сохранение в будущие годы дополнительного финансирования дорожного строительства в рамках нацпроекта и совмещение его с проектами благоустройства дают шанс на качественные изменения, считает он. Опыт, наработанный ранее регионами в процессе реализации других дорожных нацпроектов, помогает менее болезненно справляться с текущими задачами.
- Новый формат президиума Госсовета [с предварительным совещанием. – Ред.] – полезен и важен с точки зрения формулирования окончательных смыслов для президента России. Главная цель - всегда качественные изменения. Мы приходим к общему мнению и выходим в заседание Госсовета с уже готовыми решениями, - говорит губернатор Тюменской области, руководитель подгруппы «Промышленные строительные материалы и инновации в дорожной деятельности» Александр Моор.
Губернатор перечисляет темы, которые обсуждались на семинарах в его подгруппе. На первом месте – возможность применения новых материалов в дорожном строительстве, актуализация сметных нормативов, инновации, повышение безопасности на дорогах.
Цифровизация пунктов весового контроля, установка камер видеофиксации на железнодорожных переездах, на платных магистралях, на региональных и муниципальных дорогах, оснащение личного транспорта автоблокировщиками нетрезвого водителя, повышение коэффициента поощрений и штрафов за соблюдение и нарушение ПДД - конкретизирует инициативы губернатор Ленинградской области, руководитель подгруппы «Безопасность и организация дорожного движения» Александр Дрозденко.
85% нарушений ПДД по статистике сегодня происходят по вине нетрезвых водителей, и это приводит к тяжелых последствиям (увечьям, смертям). Необходимо не только добиваться исполнения правил, но и в целом повышать культуру всех, кто участвует в процессе организации дорожного движения – от тех, кто занимается подготовкой водителей, министерств, ведомств и контролирующих инстанций до самих участников движения. Отвечать за безопасность дорог должны в равной степени абсолютно все, резюмирует губернатор.
Бороться надо не со следствием проблем, а с их причиной. Изменить отношение к безопасности на дорогах необходимо всем без исключения. Если люди чувствуют, что к ним применяется честный справедливый подход, а не подкарауливают в кустах, они тоже будут соответственно уважительно относиться к контролю. Практика других регионов и стран в этом плане представляет огромную ценность, рассказывает врио главы Калмыкии Бату Хасиков.
Все свои предложения по извечному российскому вопросу - дорогам губернаторы, члены Госсовета будут доносить до президента России уже завтра, 26 июня, на заседании Госсовета в Большом Кремлевском дворце.