Posted 24 июня 2008,, 20:00

Published 24 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:00

Updated 8 марта, 08:00

Коррупция в законе

24 июня 2008, 20:00
Во вторник на Охотном Ряду состоялся «круглый стол», посвященный законодательным основам борьбы с коррупцией. Выяснилось, что вскоре может появиться специальный закон о порядке принятия новых законов. Между тем выборочные экспертизы показали, что коррупционные лазейки есть во всех документах, рассматриваемых Госдумой.

О намерении внести закон о порядке принятия законов вчера заявила председатель думского комитета по вопросам женщин, семьи и детей Елена Мизулина. По ее словам, действующая система рассмотрения думских инициатив не прозрачна, так как публично проекты документов обсуждаются только перед первым чтением. А между первым и вторым чтением над законопроектом, внося поправки, работает исключительно профильный комитет. При этом прочим коллегам оставляется право лишь поддержать или отклонить документ в его новом виде. Г-жа Мизулина предлагает включить в работу над законопроектом всех парламентариев, так как «подкупить одного или десять депутатов легче, чем всех».

Чаще всего коррупция проявляется в предоставлении чиновнику возможности выбрать одну из нескольких норм, уверен член комитета по безопасности Госдумы Валентин Бобырев. Например, согласно КОАП пьяного можно оштрафовать на месте, а можно посадить на 15 суток, что «толкает нарушителя откупаться, а милиционера – шантажировать». Иногда параллельно существуют два противоречащих друг другу документа, как закон «О проверках предприятий», который запрещает проверять предприятия чаще раза в два года, и закон «О милиции», разрешающий проводить «иные» проверки, когда заблагорассудится. Наконец, даже если закон написан однозначно, он может содержать настолько завышенные требования, что у граждан неминуемо появится желание его обойти. Например, те же чрезмерно высокие штрафы за нарушение Правил дорожного движения.

Сейчас в Госдуме антикоррупционным мониторингом законопроектов занимается комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции. В нынешнюю сессию комиссия к работе еще не приступила. В прошлом году экспертизе подвергли 11 законопроектов, и во всех обнаружили коррупционные лазейки. Например, к проекту закона «О защите конкуренции» было 33 замечания, к проекту закона «О туристической деятельности» – 25. Председатель комиссии Михаил Гришанков рассказал «НИ», что продолжительность экспертизы регламент Госдумы не устанавливает, и бывали случаи, когда законопроекты приносили на экспертизу за два-три дня до их рассмотрения. Однако предложение Елены Мизулиной принять специальный закон о порядке принятия законов депутат Гришанков не разделяет. По его мнению, достаточно поправки в регламент об обязательности антикоррупционной экспертизы и сроках ее проведения.

Методикой такой экспертизы располагает Центр стратегических разработок (ЦСР), где выделили 22 типичных коррупционных фактора. Например, когда закон позволяет чиновникам самостоятельно определять порядок своей работы, или когда разные законы дают гражданину неодинаковый объем прав по одному и тому же вопросу. Часто чиновникам предоставляют право устанавливать свой порядок, помимо установленного законом. Так, административный регламент Томской области предписывал для получения лицензии сдавать один и тот же документ два раза – при сдаче документов и при выдаче лицензии. Разумеется, в момент выдачи лицензии у заявителя этого документа не оказывалось. Зато у чиновника был выбор требовать этот документ или закрыть глаза на его отсутствие. «Большинство коррупционных деяний предстают как вполне законные», – поясняет директор департамента административной реформы ЦСР Владимир Южаков.

Нормативные акты исполнительной власти на коррупционность в настоящий момент проверяет Минэкономразвития. Как рассказал «НИ» замдиректора департамента государственного регулирования экономики Максим Паршин, к настоящему времени проверены более 400 регламентов, и по всем подготовлены замечания. На уровне субъектов Федерации действуют региональные комиссии, правда, созданы они лишь в шести регионах. На уровне правительства положение об антикоррупционной экспертизе пока не принято, хотя разработано Минюстом еще несколько месяцев назад. Между тем в ноябре российская коррупция будет обсуждаться в Совете Европы. Работа над докладом уже идет. В августе российской стороне предложат его предварительный вариант, чтобы дать время на устранение замечаний. По словам источника «НИ» в правительстве, замечаний ожидается много, но «они у Совета Европы есть ко всем, даже к Великобритании». Между тем «Трансперенси Интернешнл» ставит Россию по уровню коррупции на 143–146-е место в мире вместе с Гамбией, Индонезией и Того.

"