Posted 24 мая 2010,, 20:00

Published 24 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:48

Updated 8 марта, 06:48

Больной необученный

Больной необученный

24 мая 2010, 20:00
Почти половина прошедших комиссии призывников направлены на медицинское обследование. Об этом сообщили вчера в Управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ. По информации Комитета солдатских матерей, больных молодых людей, направляемых в ряды Вооруженных сил, еще больше. Усугубить проблему может предлагаемое подн

Министерство обороны отрапортовало: около 71 тыс. человек, призванных в Вооруженные силы весной 2010 года, уже отправлены к местам службы. Всего за эту призывную кампанию в армию запланировано набрать 270 тыс. граждан в возрасте от 18 до 27 лет. По состоянию на 21 мая комиссиями вынесены решения о призыве 155 тыс. 300 человек. Однако около 67 тыс. юношей, то есть почти половина контингента, направлены военкоматами на медицинское обследование.

В Минобороны отмечают, что по-прежнему озабочены слабым здоровьем призывников. По итогам набора 2009 года только 68% граждан, явившихся на призывные комиссии, были признаны годными к военной службе без ограничений или с незначительными ограничениями. А из числа уже призванных более половины имели различные ограничения по состоянию здоровья. Это не позволило направить их на комплектование воинских частей, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования: в ВДВ, ВМФ, внутренние войска МВД России и другие. Врачи вынуждены были около 86 тыс. 400 призывников направить на амбулаторное или стационарное обследование.

Многие нуждаются в таких серьезных обследованиях, что не успевают их завершить в течение призывной кампании. На осень 2009 года таких было 2 тыс. 219 человек (для сравнения: годом ранее – 1 тыс. 184 человека). Только в период призыва у большинства молодых людей впервые выявляются различные отклонения в состоянии здоровья, что свидетельствует о недостатках в работе системы здравоохранения. По словам ответственного секретаря Союза комитетов солдатских матерей России Валентины Мельниковой, на самом деле больных юношей еще больше, чем выявляется на этапе общего медицинского обследования.

«Реально на дополнительное медицинское обследование нужно посылать всех, если они сами до призыва не прошли эти процедуры, – сказала «НИ» эксперт. – На этапе основного обследования не изучают ни амбулаторную карту, ни личное дело. По Москве почти все до единого, с кем я общаюсь, призыву по здоровью не подлежат».

Г-жа Мельникова не исключает, что большая часть отправленных на дополнительное медобследование в результате окажется в рядах Вооруженных сил. «А если будет команда, что не выполняется план, то призвать могут и всех», – отмечает она. При этом молодым людям могут пообещать, что их призовут, там положат в госпиталь, полечат и уволят. «На практике же не слишком здоровые юноши попадают в воинские части, где в связи с политикой формирования нового облика армии дана команда, чтобы солдаты занимались помимо военной нагрузки еще и дополнительными физическими упражнениями, – пояснила эксперт. – И вот эти бойцы усиленно тренируются, у них начинаются обмороки, остановки сердца, осложнения, гипертонические кризы».

Государство полагает, что проблема комплектования армии может быть решена за счет увеличения призывного возраста. Начальник главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Смирнов предложил брать молодежь в войска не до 28, как сейчас, а до 30 лет. Правозащитники бьют тревогу: если здоровых не хватает даже среди молодых людей 18 лет, то что говорить о 30-летних.

Валентина Мельникова отмечает, что помимо здоровья есть еще и социальный, и экономический аспекты проблемы. «Призывая в 18–20 лет, уже выдергивают человека из социума, – объяснила она. – Особенно это болезненно для молодых людей из сельской местности. Потому что на них кредиты на горючее, на технику повешены. А уж для взрослого человека, у которого семья, работа, кредиты, родители немолодые, это вообще будет большая проблема. Как только человек уходит с работы, он теряет ее навсегда. А если он собственник предприятия, что ему делать – отдать свое имущество военкому?» По словам правозащитницы, в Венгрии, например, очень быстро перешли к контрактной службе по чисто экономической причине. Многие юноши отказывались идти в армию, потому что им принадлежала половина ресторана или ферма, которую некому было передать в управление.

Заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода, вице-президент Академии проблем военной экономики и финансов Виталий Цымбал видит в попытке увеличить призывной возраст коррупционный фактор. По его словам, для воинской службы никакой разницы между 18- и 29-летним призывником нет. «Если он не желал служить и всячески уклонялся от службы до этого возраста, то особой пользы от такого военнослужащего в армии не будет, – пояснил «НИ» эксперт. – Кроме того, в отличие от выпускника школы к 30 годам люди, как правило, имеют стабильное место работы и удовлетворяющую их заработную плату. Такие люди будут способны откупиться. Так что это будет самой благодатной почвой для коррупционеров».

"