Posted 24 мая 2009,, 20:00

Published 24 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

«Всякое партнерство лучше конфликта»

«Всякое партнерство лучше конфликта»

24 мая 2009, 20:00
В минувшую пятницу в Хабаровске завершился саммит Россия – ЕС. По итогам международной встречи решено провести корректировку Энергетической хартии. Правда, о том, как это сделать, стороны пока не договорились. Брюссель настаивает на внесении изменений в действующий документ, а Москва предлагает принять совершенно новый

Прошедший в Хабаровске саммит, несмотря на предшествовавший ему длительный перелет, видимо, очень вдохновил представителей Евросоюза. По крайней мере, президент председательствующей в ЕС Чехии Вацлав Клаус, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана в один голос восхищенно отзывались об архитектуре города. Европейские гости удивлялись, что столица Дальневосточного федерального округа похожа на европейский город, и с удовольствием вспоминали про прогулку по Амуру, которую им накануне устроил Дмитрий Медведев. На теплоходе российский президент подарил Хавьеру Солане, который никак не мог понять, где именно находится Хабаровск, лоцманскую карту, но и на ней экс-глава НАТО не смог разыскать место своего расположения. Тогда позже Дмитрий Медведев преподнес ему карту всего Дальнего Востока. Единственное, что доставляло неудобство европейским гостям, так это разница в часовых поясах. Не привыкшие к таким просторам иностранцы мучились от бессонницы.

Ключевой темой саммита, как и предполагалось, стал энергетический вопрос. Но, несмотря на оживленную дискуссию, к конкретным договоренностям Россия и Евросоюз так и не пришли. Правда, и Москва, и Брюссель, согласились, что Энергетическая хартия в том виде, в каком она существует сейчас, не дееспособна. Дмитрий Медведев еще раз подтвердил, что Россия не собирается участвовать в хартии в ее действующей редакции. Но при этом он добавил, что должно появиться либо новое отдельное соглашение, либо новая версия документа. Напомним, что свой проект глава Российского государства предложил во время недавнего визита в Хельсинки. Усовершенствовать хартию не против и сами европейцы. Помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович позже пояснил, что представители ЕС согласились: большинство российских предложений заслуживает обсуждения. «Но Россия полагает, что многие корректировки в рамках действующей хартии вряд ли возможны», – подчеркнул г-н Дворкович. И поэтому лучшим вариантом остается подготовка нового документа.

Бурную реакцию вызвал у российского президента на пресс-конференции вопрос чешского телевидения, какие гарантии собирается дать Россия, чтобы не повторился январский газовый кризис. «Никаких гарантий Россия не давала, и давать не будет, – в голосе Дмитрия Медведева появились стальные нотки. – Чего ради? На нашей стороне никаких проблем нет. У нас все в порядке и с газом, и с исполнением наших обязанностей. Заверения пусть дает тот, кто обязан платить за газ».

Глава государства конкретизировал, от кого именно Европе нужно ждать гарантий, отметив, что Украина, которая, кстати, является участником Энергетической хартии, этот документ проигнорировала. «Все, что хотели, то и сделали, наплевали на эту самую хартию», – констатировал Дмитрий Медведев. Он также выразил сомнения по поводу платежеспособности Украины и предложил объединить денежную помощь Киеву, выдав ему общими усилиями синдицированный кредит. Но энтузиазма идея такой помощи восточному партнеру у европейцев не вызвала. Они лишь подтвердили, что «эта проблема возникла не по вине Евросоюза, поэтому мы просим Россию и, конечно, Украину сделать все возможное, чтобы этот кризис больше не повторился».

Со своей стороны, г-н Баррозу и г-н Солана использовали саммит для активного лоббирования темы восточного партнерства – новой структуры, для участия в которой приглашены Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. Хавьер Солана прямо заявил, что «мы хотим, чтобы Россия участвовала в восточном партнерстве, мы знаем, что вы можете это сделать и будете это делать». Дмитрий Медведев в ответ дипломатично подчеркнул, что «всякое партнерство лучше конфликта, но нас откровенно смущает, что для некоторых государств это воспринимается, как партнерство против России».

"