Posted 24 мая 2009,, 20:00

Published 24 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Культуру заказывали?

Культуру заказывали?

24 мая 2009, 20:00
В минувшую пятницу Госдума вновь не стала рассматривать законопроект, которым предлагается изменить существующую систему госзаказа в искусстве. Авторы инициативы из профильного комитета уверены: в культуре главное не деньги, а творческий потенциал, но их позиция не находит поддержки у думских коллег. Между тем сами дея

Сегодня, если государству нужен, скажем, патриотический фильм или памятник к юбилею писателя, оно руководствуется законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно этому документу должен проводиться открытый конкурс, в ходе которого специальная комиссия определяет будущего создателя картины или произведения. При этом выбор поставщика скрепок не сильно отличается от конкурса на съемки фильма. Правда, в комиссии, по закону, кроме чиновников, половина состава – это «лица творческих профессий в соответствующей области искусства». Ну так и по скрепкам есть свои специалисты.

Авторы законопроекта отмечают, что члены комиссии, как правило, отдают предпочтение участникам, которые готовы снять фильм или слепить памятник за наименьшую цену. Но, по их мнению, «создание творческого продукта – особый вид деятельности, при котором первостепенную роль не может играть его стоимость». Они предлагают ввести для госзаказа в искусстве отдельную процедуру: если речь идет о кинофильме, спектакле или картине, должен проводиться творческий, а не финансовый конкурс. «Это позволит ориентироваться не на стоимость продукта, а на сам творческий проект, соответствие его требованиям художественной, культурной и общественной значимости», – отмечается в пояснительной записке.

Между тем на Охотном Ряду разгорается оживленная дискуссия вокруг критериев госзаказа в искусстве. Так, председатель комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, к которому поступил данный законопроект, соглашается, что «творческий конкурс действительно нельзя превращать в аукцион», но и выводить госзаказ на искусство из-под действующего уже закона он не считает правильным. «Этот закон не уравнивает режиссеров и скульпторов с поставщиками тушенки. К тому же в этой сфере тоже должна быть возможность для здоровой конкуренции», – сообщил «НИ» депутат. Он пояснил, что сейчас, когда государству нужен фильм, например, к 65-летию Победы, конкурсная комиссия сама прописывает требования к этому произведению, сама приглашает участвовать в конкурсе тех режиссеров и продюсеров, которых хочет, сама назначает правила. Кроме того, по его словам, комиссия может «заказывать фильм у единственного поставщика».

В последнем случае, отмечает председатель думского комитета по культуре Григорий Ивлиев, закон «О поставках» требует при заключении контракта «составлять технические задания на создание творческого продукта». То есть, по аналогии со скрепкой, которая должна быть металлической и определенного размера, заказчики должны четко объяснить писателю или режиссеру, что именно он должен написать, снять или поставить. Какое уж тут творчество в рамках «технического задания». «Пьеса, концерт, кинофильм являются уникальными, и их создателей нельзя ограничивать рамками техзадания», – пытался объяснить г-н Ивлиев на «круглом столе», который состоялся на прошлой неделе. Надо отметить, что по этому поводу два думских комитета спорят уже почти год, из-за чего законопроект так ни разу и не попал на пленарное заседание.

Тем временем в условиях кризиса эта тема получила особую актуальность. Еще в феврале министр культуры Александр Авдеев заявил, что собирается помочь отечественному кинематографу, разместив госзаказы на фильмы с социальной тематикой. «Нужно поднимать вопросы этнических конфликтов, которые сейчас остро стоят в нашем обществе, вопросы наркомании, алкоголизма и прочие. Но подобные фильмы не будут политизированы», – заявил тогда министр, пообещав не забывать ни документальное кино, ни мультипликацию. Однако деятели культуры говорят, что «государство производство фильмов как не заказывало, так и не заказывает». «Госзаказа в прямом смысле, в таком, в каком он был раньше при советской власти, пока нет, но я думаю, что будет. Во всяком случае, первые лица государства об этом заявляли вслух, – не теряет оптимизма в разговоре с «НИ» кинорежиссер Вадим Абдрашитов. – Но на это нужны деньги, которые обещаны, но которых, видимо, нет. Вот когда они будут, тогда можно будет говорить».

Пока же деятелям искусства самим приходится обивать пороги высоких кабинетов. Чтобы выбить деньги на фильм, режиссеру или продюсеру нужно со сценарием прийти к чиновникам, а потом, как рассказывает Абдрашитов, «пройти экспертное жюри, в состав которого входят сценаристы, режиссеры, критики, чиновников совсем немного». Они читают сценарий и дают свои заключения. Если сценарий «проходит», у режиссера появляется возможность на получение государственных денег. «Но денег, которые государство по закону может выделить на картину, как правило, не хватает даже для того, чтобы снять фильм. Особенно трудно стало, когда цены на все выросли, а сумма, которая была оговорена законом, осталась прежней», – рассказал г-н Абдрашитов. Впрочем, по словам режиссера, сегодня и на эти копейки рассчитывать не приходится. Действительно, уже в апреле министр Александр Авдеев сообщил, что в нынешнем году не будет начато ни одной новой художественной картины. «Будет лишь продолжаться работа над теми лентами, которые были начаты в прошлом году», – пояснил он.

Художественный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский как раз только что завершил работу над фильмом по заказу государства. Премьера картины состоится в конце мая, как раз к Дню защиты детей. «Я подал свое предложение чиновникам, подал сценарий, с ним ознакомились и выделили деньги на картину. Вот и вся история, как мне удалось получить госзаказ», – рассказал «НИ» Борис Грачевский. По его словам, представители власти «никогда сами не приходят к режиссеру и не говорят: сними мне кино на такую-то тему». Он вспоминает, что это «в советские времена иногда приходили партийцы и говорили: сделайте фильм про целину», но ближе к перестройке и эта практика канула в Лету. По словам г-на Грачевского, выбить у государства деньги на съемки фильма – еще не самое главное, ведь кроме производства картины есть и ее прокат. Оплатив фильм, говорит режиссер, государство уже не заботится о том, чтобы его хоть кто-нибудь увидел, ведь почти все прокатные организации – частные. «Твердого государственного плеча в этом вопросе я не ощущаю. А для режиссеров в первую очередь очень важно не только сделать картину, но и достучаться до зрителя», – отметил г-н Грачевский. Впрочем, он не исключает, что система госзаказа «поможет вытащить отечественное детское и юношеское кино из бедственного положения, в котором то оказалось», но на это нужны большие деньги, а их никто не дает. Сейчас, признался режиссер, «государство не особо интересуется судьбой детского кино». «Им, по-моему, вообще все не интересно, что делают режиссеры. Им легче возмущаться тем, что общество захлебывается в крови, льющейся с экранов, чем принимать какие- то меры», – заключил г-н Грачевский.

Как выяснилось, еще хуже дела с госзаказом обстоят в театре. Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский сообщил «НИ», что «к нему в театр госзаказов никогда не поступало». «Более того, однажды я сам обратился к Министерству культуры с просьбой выделить финансирование. Они мне отказали», – рассказал он. Правда, по его словам, иногда, когда в Москве празднуют День города, местные чиновники приглашают театр участвовать в культурной программе за отдельные деньги. «Это, наверное, можно назвать госзаказом», – предполагает Марк Розовский.

По словам мастера, он «очень хотел бы получить госзаказ на постановку «Мистерии-буфф» Владимира Маяковского: «Мне без поддержки не по силам сделать такое зрелище, которое я задумал. А государство должно быть в этом заинтересовано, это же классика». Но он уверен: в кризис на театры денег нет. А без помощи чиновников режиссер работать готов. «Мы выживем и без них, если не будут забирать наши деньги в казначейство. Но нам только каждый день что-то запрещают. У меня на столе лежит бумажка о том, что в кризис запрещено брать новых актеров. Мы в бесцензурном пространстве вынуждены со связанными руками работать», – пожаловался Марк Розовский.

В области архитектуры иная ситуация. Здесь издавна инициатива идет не снизу – от авторов, а сверху – от самих чиновников. «Московское правительство частенько заказывает скульпторам сделать что-то для города. В основном мемориальные доски, но иногда бывают и памятники, правда, в последнее время редко», – рассказал «НИ» столичный скульптор Лев Матюшин. Из последних госзаказов он смог вспомнить только конкурс на создание памятника Борису Пастернаку, который проходил в два этапа. «Первый был просто скандальный, потому что его провели, но члены комиссии никого не отметили, не назвали лучшее решение, просто закрыли. Через некоторое время провели второй конкурс, который выиграл Зураб Церетели…» – вздыхает Лев Матюшин.

ШВЕДСКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ НЕ ЛЮБЯТ, КОГДА ИМ ГОВОРЯТ, О ЧЕМ НАДО ПИСАТЬ

Швеция – небольшая страна, и потому искусство не может существовать здесь без той или иной формы финансовой поддержки. Госзаказ в прямом смысле этого слова, однако, существует лишь в узкой сфере: это художественное оформление общественных зданий, на которое, по закону, должно тратиться не менее 1% их остаточной стоимости. Группа чиновников, входящих в орган под названием Государственный совет по искусству, ежегодно объявляет о предполагаемых проектах «по украшению», и победители конкурса получают заказ. Добраться до государственных денег может творец из любой области, поскольку в последние годы «художественное оформление» трактуется крайне широко. К нему может быть отнесен даже хеппенинг, устроенный в одном из бывших королевских дворцов или в здании министерства. Прочие заказы напрямую сверху не спускаются, однако власть может влиять на творчество через чиновников, представленных в органах, дающих деньги. Например, государственное учреждение Шведский киноинститут ежегодно выделяет примерно 20 млн. евро на производство фильмов. Как правило, гранты покрывают лишь небольшую часть общего бюджета картин, но эти деньги крайне необходимы, они дают возможность «запустить процесс». Финансами распоряжаются два эксперта, нанятых на контрактной основе киноинститутом. Обвинения в «кумовстве» и «заказухе» постоянно сопровождают процесс распределения дотаций. Мастера слова пользуются государственной кормушкой в виде Шведского писательского фонда, 28 членов которого (половина – чиновники, половина – представители писателей) распределяют средства, полученные благодаря выдаче книг библиотеками. Каждый запрос книги в библиотеке государство оценивает примерно в один евроцент. Наибольшим спросом, естественно, пользуются детективы и триллеры, а стипендии от года до пяти лет предоставляют поэтам и прочим представителям «серьезных» направлений. До сих пор закон говорил, что «библиотечные» деньги должны идти на развитие свободной культуры. Новая формулировка закона, который вступит в силу в 2010 году, сообщает о том, что культура «должна вносить вклад в устойчивое развитие социальной сферы, экологии и экономики». Председатель союза писателей, поэт по профессии, отреагировал на нововведение возмущенной статьей под названием «Вы хотите решать, о чем мне следует писать?» Литераторы опасаются введения «госзаказа» в форме, характерной для тоталитарных режимов.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

"