Posted 24 мая 2004,, 20:00

Published 24 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Референдум «в тумане»

Референдум «в тумане»

24 мая 2004, 20:00
Вчера председатель ЦИК Александр Вешняков рассказал журналистам о том, чем, на его взгляд, так замечательна новая редакция конституционного закона «О референдуме». Он, в частности, подчеркнул – опасения некоторых политиков насчет того, что референдум в результате ее принятия вообще впредь организовывать не удастся, кон

Напомним, что в минувшую среду этот законопроект был внесен в Госдуму президентом, и даже спикер нижней палаты Борис Грызлов увидел его только во время пленарки. Что не помешало главному думцу пообещать, что депутаты «постараются максимально использовать время еще в течение весенней сессии, чтобы принять решение по данному закону». Принятие решения по президентскому законопроекту на профессиональном «единороссовском» жаргоне означает, собственно, его безоговорочное утверждение. Между тем за неполную неделю своего парламентского существования новая версия закона «О референдуме» уже вызвала массу нареканий в свой адрес.

Если сейчас для проведения общероссийского референдума достаточно инициативной группы граждан числом не менее сотни человек, то по новому закону аналогичные инициативные группы должны будут в двухмесячный срок создаваться по крайней мере в половине субъектов РФ. Подписи инициаторов референдума должны заверяться нотариально. К тому же в поддержку референдума необходимо собрать 2 млн. подписей. В общем, за всей этой бюрократизацией процесса, уверены критики законопроекта, стоят люди из президентской администрации, в принципе мечтающие избавиться от неконтролируемых проявлений демократии.

Г-н Вешняков в первую очередь подчеркнул, что новый законопроект готовился специалистами очень долго, фактически с 2000 г. «Или тумана напущено у кого-то, или кто-то не разобрался в этом вопросе», – так отозвался председатель Центризбиркома на общественные опасения по поводу нового законопроекта. Референдумы в России, напомнил глава Центризбиркома, это никак не особая масштабная разновидность соцопросов. Результаты референдума носят не рекомендательный характер – они обязательны к исполнению. Чтобы референдум состоялся, из 109 млн. избирателей проголосовать должна половина. А его исход определяется голосами не менее 50% принявших в нем участие. Таким образом, подытожил г-н Вешняков, устроители референдума теоретически апеллируют к голосам почти 30 млн. человек, а при таких масштабах норматив в 4500 инициаторов не должен казаться чрезмерным. Проделав нехитрые арифметические операции, Александр Альбертович убедительно показал, что каждый такой инициатор должен будет собирать всего лишь по 15 подписей в день. В любом случае «старый» закон вызывает у г-на Вешнякова куда больше претензий. Так, в нем никак не оговорены гарантии предоставления инициаторам референдума бесплатного эфирного времени. Конечно же, в новом законе такие гарантии имеются. Более демократическим, по мнению г-на Вешнякова, проведение референдумов станет еще и потому, что законом будет предусмотрено повторное голосование (в случае, если по ряду избирательных участков обнаружатся нарушения).

Что же касается сроков рассмотрения законопроекта, то г-н Вешняков надеется на следующий расклад: «минимум две недели, чтобы все могли прочитать внимательно», затем в июне он в трех чтениях будет принят Госдумой. После утверждения Советом Федерации проект станет законом уже в июле («что было бы обоснованно и приемлемо»). На вопрос журналистки из Moscow Times, почему законопроект принимается в таком скоростном режиме, г-н Вешняков с улыбкой заметил, что в США нет никаких референдумов вообще.

Общаясь с прессой, г-н Вешняков коснулся также и темы предстоящих 29 августа выборов президента Чечни – избирательная кампания в регионе стартует как раз сегодня. Эти выборы, отметил председатель, ориентировочно обойдутся в 50–60 млн. руб. Для сравнения: общероссийский референдум «стоит» приблизительно 2,8 млрд. рублей.

"