Posted 24 апреля 2013,, 20:00

Published 24 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:01

Updated 8 марта, 05:01

Акт недоброй воли

Акт недоброй воли

24 апреля 2013, 20:00
В мае этого года в Госдуму будет внесен проект поправок в законодательство об общественных объединениях и НКО, связанных с добровольчеством. Разработчики – гражданские активисты – называют документ альтернативой законопроекту «О волонтерстве», разработанному несколько месяцев назад сенаторами Совета Федерации. Последни

О подготовке закона «О волонтерстве» «НИ» рассказывали еще в июле 2012 года, когда документ существовал только в виде концепции. Целью документа являлась «регуляция общественных отношений в сфере волонтерства и благотворительности». Согласно идее авторов концепции, членов некоммерческого партнерства (НП) «Юристы за гражданское общество», добровольцы должны были заключать договоры с юридическими лицами. Те обязывались покрывать им расходы на перемещение, проводить инструктажи по технике безопасности и в случае опасности обеспечивать страхование их жизни и здоровья. Кроме того, по словам главы НП «Юристы за гражданское общество» Дарьи Милославской, документ должен был устранить лакуну в законодательстве, которая образовалась из-за разрыва между понятиями «доброволец» и «волонтер».

Многие гражданские активисты выступили с неодобрением инициативы, сочтя, что государство пытается усилить контроль над гражданским обществом и затруднить волонтерскую деятельность, привнеся в нее элементы бюрократии. С резкими заявлениями о законопроекте тогда выступали участники добровольческого поискового отряда Liza Alert, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская и другие активисты. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев заявлял, что закон в случае принятия создаст «серьезнейшие проблемы для волонтерского движения».

Обсуждение в целом безобидной инициативы совпало по времени с наводнением в Крымске, где возникла конфронтация между официальными пунктами ликвидации последствий ЧС и спонтанными волонтерскими «добрыми лагерями», которые вытеснялись на периферию города. Во многом именно это, а также ограничительные законодательные новшества последнего года создали документу негативную репутацию, заявляла тогда «НИ» г-жа Милославская.

Тогда же за подготовку законопроекта взялись члены комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский и Александр Борисов. В январе этого года подготовленный ими документ был представлен в правительство. К этому моменту законопроект претерпел существенные изменения в сторону ужесточения: авторы предложили создать особый госорган для обязательной регистрации волонтеров, вести единый государственный реестр волонтеров, оснастить их так называемыми «волонтерскими книжками». «Мне понятна цель данного закона: власть боится неуправляемой активности среди населения. Она хочет, чтобы все представители общественности, в том числе и волонтеры, были под контролем», – заявил «НИ» политолог Дмитрий Орешкин.

Правительство и администрация президента, однако, посчитали, что законопроект требует доработки. «Нормы действующего законодательства являются достаточными для реализации большинства изложенных в законопроекте предложений и не требуют изменений», – говорилось в заключении, опубликованном на сайте кабинета министров.

Чиновники обратили внимание, что обоснования необходимости предлагаемых поправок документ не содержит, равно как и требуемых финансовых расчетов, а положение об обязательном страховании жизни и здоровья добровольцев и вовсе противоречит существующему законодательству.

Как рассказал «НИ» соавтор законопроекта, сенатор Александр Борисов, доработанного текста документа пока нет, однако работа над ним ведется. По его словам, положения об уполномоченном органе, работающем с волонтерами, и о едином госреестре добровольцев в документе сохранятся: «Нужно дать больше свободы регионам. То есть уполномоченные органы создавать на уровне субъектов Федерации. Кроме того, нужно регламентировать деятельность организаторов волонтерских движений. В частности, наделить такими полномочиями некоторые госорганы».

Законодатели так и не прислушались к возмущению общественников, полагает в беседе с «НИ» руководитель благотворительного проекта «Нужнапомощь.ру» Дмитрий Алешковский: «Законопроект Рязанского и Борисова вреден и опасен. Но они продолжают упорствовать». По словам г-на Алешковского, принятие закона в его нынешнем виде поставило бы под угрозу существование благотворительных организаций вообще: «В соответствии с этим проектом, волонтерскую деятельность может осуществлять только человек, а юридическое лицо – не может. Все организации, занимающиеся благотворительностью, окажутся нарушителями, даже РПЦ: прихожане помогать бедным смогут, а приходы – нет».

В апреле ряд гражданских активистов, в числе которых и Дмитрий Алешковский, заявили о подготовке поправок в законодательство, регулирующее добровольческую деятельность. «Мы против отдельного закона «О волонтерстве», потому что подобную деятельность невозможно регулировать. Волонтер не требует ничего у государства, ему не нужны никакие гарантии. Документ, который мы готовим, содержит только поправки к уже существующим нормам. Например, необходимо сделать равнозначными понятия «доброволец» и «волонтер» – по нынешнему законодательству это не так», – рассказал «НИ» г-н Алешковский. Как уточнил «НИ» другой разработчик документа, депутат Госдумы Илья Пономарев, речь идет прежде всего о налоговом и трудовом законодательстве, а также о нормах об НКО, об общественных объединениях и аварийно-спасательных службах: «Сейчас если организация, отправляя волонтера куда-либо, покупает ему билет, для него этот билет становится доходом, с которого он должен заплатить налог. Вот эти «узкие места» мы и хотим убрать. Также есть тонкости, связанные с доступом волонтеров в зоны чрезвычайных ситуаций».

По словам г-на Пономарева, многие его коллеги по Госдуме, включая членов фракции правящей партии, к инициативе сенаторов Рязанского и Борисова относятся скептически. «Я рассчитываю, что мы в соавторы возьмем ключевых людей из «Единой России». В Крымске мы работали вместе. Волонтерство не имеет отношения к политике», – отметил в беседе с «НИ» депутат. Однако, по словам руководителя Агентства социальной информации Елены Тополевой-Солдуновой, участвовавшей в создании проекта поправок, власти на контакт идти не желают: «Я поддерживала эту инициативу, но власти отказались от сотрудничества».

НЕМЕЦКИЕ ВОЛОНТЕРЫ ПОМОГАЮТ НУЖДАЮЩИМСЯ ПРОДУКТАМИ И СОВЕТАМИ

Волонтеры в Германии, во всех ее городах и весях, «есть хорошие и разные». Корреспондент «НИ», например, знакома с Иоханом Меллером из баварской деревни Дидорф. Так вот, помимо своей непосредственной работы в качестве школьного учителя, этот немолодой уже человек дважды в неделю подъезжает на своем велосипеде с прицепом к магазинам «Лидл» и «Эдека» и забирает по договоренности с администрацией продукты, срок годности которых закончится в ближайшее время. Затем Иохан развозит эти полученные бесплатно овощи, фрукты, йогурты, сыры и колбасы по нуждающимся – матерям-одиночкам и в общежития, где живут беженцы. Он говорит, что даже не может позволить себе уехать на пару недель в отпуск, так как тогда его подопечные на какое-то время останутся без привычного довольствия. Но это ощущение своей незаменимости моему знакомому только в радость.
Иохан Меллер – не уникальный в своем альтруизме чудак, как может показаться. У большинства продуктовых магазинов есть подобные помощники, и они регулярно забирают невостребованные продукты для тех, кто в них нуждается. Часто волонтеры объединены в целые организации. Так, в центре Аугсбурга под одной крышей собираются добровольцы самых разных направлений. Все они принадлежат к волонтерскому движению «Бундес». Одни участники движения собирают помощь для бедных стран Африки и даже сами иногда отправляются туда, не только чтобы распределять гуманитарную помощь (продукты, одежду и медикаменты), но и вести просветительскую работу, учить детей, а иногда и взрослых. Многие немцы с помощью добровольцев находят в африканских странах какого-нибудь остро нуждающегося в заботе и помощи ребенка и на протяжении долгих лет перечисляют небольшие по немецким меркам суммы для содержания и обучения этого своего подопечного patenkind. Те, кто до выхода на пенсию учительствовал, в стенах волонтерского объединения бесплатно занимаются репетиторством с местными школьниками. Многие энтузиасты бесплатно помогают в библиотеках и больницах.
Есть и совсем необычные волонтерские инициативы. Так, добровольцы устраивают специальные праздники и походы для семей с детьми-инвалидами, с ДЦП и синдромом Дауна, помогают семьям, где есть хронические алкоголики и наркоманы. Волонтеры, имеющие специальную подготовку в области психологии, в определенные часы несколько раз в неделю отвечают на звонки так называемого «телефона доверия». Примечательно, что по одному телефону люди, нуждающиеся в совете и участии, могут звонить по-немецки, по другому – по-русски, по третьему – по-турецки.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Аугсбург

Американские добровольцы поддерживают раненых во время теракта в Бостоне
Слово volunteerism (волонтерство) впервые стало употребляться в США в 1851 году, когда в стране появились организации, поставившие перед собой цель «помогать другим бесплатно». Инициаторами организации оказались женщины. Спустя десятилетие во время Гражданской войны женщины бесплатно занимались доставкой пищи солдатам. С тех пор волонтерское движение стало распространяться по стране под лозунгом United Way («Совместный путь»). Сегодня, по данным Федерального департамента труда, на этот совместный путь бесплатной помощи ступили не менее 83 млн. американцев. Причем, как и прежде, женщины продолжают лидировать в сфере волонтерства – их доля, по последним данным, составила 59%. Общая же стоимость помощи, которую оказывают волонтеры, в прошлом году составила 239 млрд. долларов. Эти деньги пришлось бы заплатить за то, что благодаря волонтерам было получено бесплатно.
С 21 по 27 апреля в США празднуется National Volunteer Week – неделя волонтеров. Праздник привлекает в ряды волонтеров сотни тысяч добровольцев. В эти дни волонтеры многих городов страны посетили раненных в результате взрывов бомб во время финала марафона в Бостоне и сейчас пребывающих на лечении в нескольких больницах этого города. Кроме того, тысячи волонтеров сейчас съехались в предместья Чикаго, пострадавшие от невиданного ранее наводнения. Приятель корреспондента «НИ» живет именно в таком районе, откуда он и его жена сами не смогли бы выбраться из их затопленного дома. Они не смогли бы спастись без помощи волонтеров, работавших круглосуточно совместно с пожарными командами и полицией, эвакуирующих людей в безопасные места. В канун недели волонтеров в Вашингтоне состоялось ежегодное собрание лидеров ряда волонтерских организаций. Их помощь охватила в том числе пожилых людей, проживающих в домах для престарелых, учителей многих школ, которым была оказана поддержка в разработке компьютерных программ, строителей, нуждавшихся в рабочей силе для срочного ремонта дорог и старых домов. А такие волонтерские организации, как «Гвардия Ангелов», круглосуточно помогали полиции многих городов, включая Чикаго, в соблюдении правопорядка. Борис ВИНОКУР, Чикаго


Вы волонтерами были?

Екатерина РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, фотограф:
– Всю свою сознательную молодость я выходила на субботники. Это было и от института, и по моей личной инициативе, потому что у меня всегда была потребность сделать город чище и я видела в этом свой долг. Но сейчас я уже не занимаюсь волонтерством, так как считаю, что этим должно заниматься молодое поколение.

Александр ПАНАЙОТОВ, певец:
– Моя волонтерская деятельность связана со школьными и студенческими годами. Когда мы были детьми, была какая-то внутренняя сила, чтобы заниматься волонтерством, но со временем, когда человек взрослеет, появляется нехватка времени, в особенности – у артистов. Но все те страшные события, которые происходят в нашей стране, к примеру наводнение в Крымске, заставляют подняться и снова начать заниматься добровольческой деятельностью.

Ксения ДРАГУНСКАЯ, драматург:
– Когда мы были пионерами и комсомольцами, мы только тем и занимались, что выходили на субботники. Поэтому я поддерживаю то, что молодежь находит в себе желание и силы заниматься добровольческой деятельностью. Я считаю, что волонтерство – это отличная возможность занять свободное время, которое часто подростки распределяют неправильно.

Карина БАГДАСАРОВА, дрессировщица:
– Так как я родилась в прошлом веке, то волонтерская деятельность была чем-то обыденным. Сейчас же я редко участвую в подобных мероприятиях. Единственное, что, на мой взгляд, я обязана делать, – это помогать животным и выступать в их защиту. Я считаю, что это тоже волонтерская деятельность.

Светлана ТОМА, актриса:
– В молодости я постоянно принимала участие в волонтерской деятельности. Мы и убирали мусор, и облагораживали сады, и от всего этого была большая радость. В наше время общественный труд был в почете. К сожалению, теперь я не выхожу на субботники во многом потому, что меня никто не приглашает. Тем более двор моего дома всегда в отличном порядке. Но, если бы на гастролях меня пригласили на субботник, я бы согласилась.

Записала Елена СОКОЛОВА

"