Posted 24 февраля 2005,, 21:00

Published 24 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Александр Руцкой

Александр Руцкой

24 февраля 2005, 21:00
Александр Руцкой, несмотря на свой суровый генеральский облик, человек чувствительный и тонкий. Корреспонденту «Новых Известий» он рассказал о душевных ранах, нанесенных ему в политических баталиях, и о своих трогательных отношениях с супругой.

– Вы сейчас, после стольких лет «государевой службы», стали человеком абсолютно частным. Как вам это состояние?

– Честно говоря, мне не нравится, что я чересчур свободный. У меня ведь трудовая книжка с 16 лет. Начинал я авиационным механиком. Всю сознательную жизнь трудился, служил Отечеству. А не так давно невзначай и, можно сказать, подло был выбит из седла. За 12 часов до губернаторских выборов меня сняли с регистрации. И я в одночасье оказался в числе ненужных. А ощущать свою ненужность очень тяжело.

– Но близкие вас, наверное, поддерживают?

– И жена, и дети, конечно, за меня переживают. Они прекрасно понимают, какую цену я заплатил за свою свободу.

– Расскажите о своей семье.

– У меня семья большая – два взрослых сына. Одному 34-й год пошел, а другому – 31-й. Третьему сыну 22 апреля будет шесть лет. Дочке 12 лет будет в мае. Старшие по жизни уже определились и трудятся, а вот младших надо вырастить, дать образование, поэтому ответственность на мне лежит высокая – еще двоих, как говорится, надо довести до ума.

– И все же, как вы используете нежданно свалившуюся на вас свободу?

– Что касается свободного времени, то здесь я не оригинален – много читаю. Недавно снова перечитал Станюковича, Диккенса, Марка Твена, Достоевского. Почему именно их? Потому что от происходящего в сегодняшней жизни нужно как-то отвлекаться. Кроме того, к этим авторам у меня глубоко личное отношение. У моего дедушки и у моего отца была шикарная библиотека. И почему-то, научившись читать, я впервые взял в руки Станюковича. А второй книгой моего детства был сборник произведений Салтыкова-Щедрина. И сегодня, когда я перелистываю его книги, я думаю: господи, вот бы можно было воскресить Михаила Евграфовича, чтобы он посмотрел на то, что сейчас творится. Ведь в принципе, как ни парадоксально и как ни обидно, в России ничего не меняется.

– А телевизор смотрите или ищете успокоения только у классиков?

– Смотрю, но многое меня возмущает. Есть ли в Соединенных Штатах телепередача «Криминальная Америка», а в Германии «Криминальная Германия»? Они себе этого позволить не могут, потому что гордятся своими странами, какими бы они ни были. Если же говорить о современной кинопродукции, то хотелось бы отметить прежде всего работы Станислава Говорухина. И я глубоко сожалею, что у него нет возможности более полно раскрыть себя как талантливейшего режиссера, ведь его фильмы глубоко философичны и патриотичны, они не рекламируют популярные сегодня самоубийственные ценности.

Александр Руцкой с женой Ириной.

– Среди увлечений у вас наверняка на первом месте охота. Для людей, прошедших через военные конфликты, такой вид отдыха достаточно характерен...

– Я военный человек, но, как ни парадоксально, не могу поднять руку на животное. К животному миру я отношусь на «вы» и с восклицательным знаком. Потому что звери слабее человека, а убивать более слабого – грех. Вот посидеть на речке с удочкой – другое дело. И меня не столько улов интересует, сколько живое общение с природой. Люблю дышать свежим воздухом, слушать пение птиц, плеск воды и шелест листьев, ощущать запахи деревьев и трав.

– На рыбалку ездите с друзьями или со своими близкими?

– Я с огромным уважением и любовью отношусь к своей жене, к своим детям, поэтому я без них вообще никуда ни на шаг. Я даже когда езжу на машине по Москве – всегда рядом жена, потому что без нее не могу. Грустно и тоскливо.

– А супруга у вас хозяйственная, готовить умеет?

– Вообще, я люблю готовить сам, хотя и у жены это прекрасно получается. На кухне я импровизирую. И друзья, которые приходят к нам в гости и пробуют блюда моего приготовления, обычно бывают в полном восторге. И непременно начинают записывать рецепты. Я умею готовить и первые блюда, и вторые. Единственное, по кондитерским изделиям я не специалист. Нет, могу, конечно, что-нибудь сделать, но такого восторга, как от остальных моих блюд, у гостей не будет.

– Из спиртного чему отдаете предпочтение?

– Сегодня самый крепкий напиток для меня – это безалкогольное пиво. Уже лет семь я практически ничего не употребляю, кроме пива. Только иногда позволяю себе поднять стопку, поминая тех ребят, которые не вернулись из Афгана. Это святое дело – поднять рюмку и вспомнить мальчишек.

– Вы, наверное, и спортом активно занимаетесь, раз ведете столь здоровый образ жизни?

– Я в молодости занимался самыми разными видами спорта. Сегодня мне уже 57, но реально я себя чувствую на 30. Это максимум. Сейчас я иногда играю в большой теннис, иногда гоняю с ребятами, детьми своими, мяч. А чем-то еще заниматься – отчасти лень, отчасти не хватает времени.

– А как у вас с духовным здоровьем дело обстоит? В Бога веруете?

– Я никогда не был глубоко верующим человеком. Но помните, как пел Игорь Тальков: «У последней черты всегда вспоминаешь о Боге». Так вот, в душе и голове нормального человека всегда должен присутствовать Господь Бог. Не согреши, не сделай плохого людям, природе, животным – об этом всегда надо помнить.

– В церковь ходите?

– Конечно. Здесь, недалеко от моего дома, есть церквушка Николая Угодника. Я хожу туда. Хотя могу зайти и в мечеть, и в католический костел, потому что это мне тоже интересно.



РУЦКОЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

Родился 16 сентября 1947 г. В 1971 г. окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков-инженеров им. К.А. Вершинина. В 1980 г. – Военно-воздушную академию им. Гагарина; в 1990 г. – Академию Генштаба ВС СССР.

В 1985–1988 гг. участвовал в боевых действиях в составе контингента советских войск в Афганистане, где командовал отдельным авиационным штурмовым полком. В апреле 1986 г. его самолет был сбит. 4 августа 1988 г. был сбит вторично. Попал в плен к афганским моджахедам. 16 августа 1988 г. Руцкой был передан пакистанскими властями советским дипломатическим представителям в Исламабаде. 8 декабря 1988 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

Весной 1990 г. избран народным депутатом РСФСР от Курской области. 19–21 августа 1991 г., во время попытки государственного переворота, был одним из организаторов обороны Белого дома. 12 июня 1991 г. был избран вице-президентом РФ.

21 сентября 1993 г., после указа Бориса Ельцина, предусматривавшего досрочное прекращение полномочий Верховного Совета, Руцкой объявил о принятии на себя исполнения обязанностей президента РФ. Руководил оборонительными мероприятиями в Белом доме во время событий 3–4 октября 1993 г. После штурма был арестован. 26 февраля 1994 г. освобожден из-под стражи в связи с принятой Госдумой амнистией.

20 октября 1996 г. Александр Руцкой был избран губернатором Курской области. В октябре 2000 г. Александр Руцкой баллотировался на второй срок, но за несколько часов до голосования был отстранен от участия в выборах.

Женат вторым браком. Имеет троих сыновей и дочь.

"