Posted 24 января 2012,, 20:00

Published 24 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:53

Updated 8 марта, 05:53

Номинальная власть

Номинальная власть

24 января 2012, 20:00
Жители столицы 4 марта будут голосовать за кандидатов не только в президенты РФ, но в депутаты местных муниципальных собраний. Новый состав муниципалитетов, скорее всего, будет сильно отличаться и по составу, и по качеству работы: у народных избранников, находящихся ближе других к «земле» и своим непосредственным избир

Местное самоуправление в Москве – миф, уверены многие жители столицы. Вертикаль «мэрия – префектура – управа» состоит их тысяч чиновников, которые занимают тысячи кабинетов. Такая модель управления городом требует огромных затрат, к тому же она зачастую оказывается малоэффективной. Чтобы добиться какого-то конкретного решения, требуется пройти через множество согласований на всех уровнях. А муниципалитеты, которые избираются самими жителями, вообще практически бесправны. Депутаты собраний, по заведенной традиции, в основной массе местная номенклатура – главврачи поликлиник, директора школ и заводов, находящихся в округе. Большинство из них живут в других районах и попросту не имеют времени, чтобы заниматься проблемами местных жителей. Именно поэтому реформа системы местного самоуправления так назрела: трудности стали слишком очевидными.

Двоевластие по факту

Член комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Мосгордумы Андрей Клычков полагает, что в Москве на уровне районов сложилась система двоевластия. С одной стороны, есть управы – исполнительные органы, которые подчиняются префектурам и соответственно правительству Москвы, а с другой – в районах созданы муниципалитеты – исполнительные органы, подконтрольные муниципальному собранию.

«К сожалению, муниципальные собрания сегодня выполняют скорее декоративные функции и, по сути, подчиняются управам. При этом полномочия, которые должны принадлежать муниципалитетам, переданы префектурам – посредникам между управами и городским правительством, – пояснил «НИ» депутат. – Можно сказать, что местного самоуправления в том виде, в каком оно предусмотрено законодательством, в Москве вообще нет. Даже публичные слушания, на которые любят ссылаться чиновники, как бы качественно они ни были проведены, нельзя назвать формой местного самоуправления, ведь никаких правовых последствий они не несут». Г-н Клычков считает, что нужна не столько реформа, сколько приведение существующего положения в соответствие с принципами Конституции о независимости местного самоуправления. «На мой взгляд, назрела необходимость отказа от префектур и управ и передача муниципальным собраниям районов большинства полномочий. Диктовать условия и определять перспективы развития каждого конкретного района должны жители через своих представителей – депутатов муниципального собрания», – считает он.

Надежда на реформу

Сейчас у муниципальных депутатов действительно не самые широкие полномочия. В круг их возможностей попадает организация культурно-массовых мероприятий на территории района, ремонт дворовых спортивных и детских площадок, вопросы опеки (но здесь их возможности сильно ограничены) и еще ряд столь же значимых вопросов.

Действующий депутат Головинского муниципального собрания Олег Пазиков отметил: в столице система местного самоуправления строилась под бывшего мэра Юрия Лужкова, поэтому она сильно выбивается из канвы федерального закона о местном самоуправлении. «Реформа нужна, потому что в свое время все делалось для того, чтобы лишить депутатов настоящего контроля над органами московской исполнительной власти, хотя это и декларировалось как временный вариант. Сейчас Сергей Собянин начал проводить реформу, создал комиссию по реорганизации местного самоуправления. Теперь главное – чтобы это не закончилось «маленьким косметическим ремонтом» с увеличением каких-то функций депутатского корпуса, – подчеркнул «НИ» г-н Пазиков. – Смешно, что муниципальный депутат в Петушках и муниципальный депутат в Москве – совершенно разные фигуры. В Петушках он контролирует расход бюджета во всем своем районе и городе, а мы контролируем только ремонт площадок и прочий досуг».

Кстати, никаких благ и привилегий муниципальные депутаты не имеют, если, конечно, не считать бесплатного проездного на общественном транспорте столицы. Ни доплат, ни премий, ни повышенных пенсий нет и не предвидится: депутаты работают на непостоянной основе. Тем не менее даже сам факт создания комиссии по реорганизации местного самоуправления вызвал повышенный интерес к мандату депутата муниципального собрания. Те, кто будет избран 4 марта, уже будут иметь определенные полномочия при утверждении бюджета района. То есть долгожданные финансовые полномочия им дадут. «Воспользоваться моментом и порулить деньгами, которые распределяет управа, теперь захотели многие. Сейчас туда стремятся всякие бизнесмены, которые далеки от нужд района, а свой скромный интерес имеют», – рассказал Олег Пазиков.

4 марта москвичи будут выбирать не только президента страны, но и местную власть.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Невиданная конкуренция

Кандидат в муниципальные депутаты собрания «Нагатино-Садовников», лидер молодежного «Яблока» Кирилл Гончаров убежден, что в местных бюджетах очень много «пилится» и расходуется не по назначению. Поэтому обещанный контроль над бюджетом создал отнюдь не здоровую конкуренцию среди кандидатов. «На сегодняшний момент очень много кандидатов-самовыдвиженцев не прошли процедуру регистрации, многим отказали по надуманным поводам. Например, у моих товарищей по молодежному «Яблоку» забраковали даже их собственные подписи, поэтому уже сейчас можно говорить о том, что выборы будут проходить в крайне тяжелой обстановке для оппозиционеров и независимых кандидатов – их просто не допускают, – рассказал «НИ» г-н Гончаров. Большинство муниципальных депутатов на сегодняшний момент являются членами партии «Единая Россия», поэтому наша главная задача – чтобы на муниципальном уровне было как можно больше независимых депутатов».

О том, что единороссы на предстоящих муниципальных выборах в Москве отказались идти под знаменем партии и вдруг стали независимыми, г-н Гончаров знает, но считает, что «такой популистский ход ничего не изменит». «Партбилет у них останется на руках, и мы будем давить на то, что жителей просто-напросто пытаются обмануть. Главное, чтобы это все контролировалось. У нас будут наблюдатели, которые готовы следить на участках, чтобы голоса избирателей не фальсифицировались», – рассказал молодой политик.

Лишнее звено

Конкуренция среди кандидатов – факт отрадный, люди, наконец, начали самоорганизовываться и пытаться повлиять на жизнь города, но принятых мер недостаточно для полноценной реформы местного самоуправления, считает политолог Валерий Хомяков. «Муниципалитеты занимаются в основном какой-то «развлекаловкой», а более важные решения они не принимают. Это было заметно при обсуждении Генплана, когда органы местного самоуправления были лишены права высказать свое одобрение или неодобрение тех строительных объектов, которые идут по определенным муниципальным образованиям. Эта проблема должна быть решена, и чем быстрее, тем лучше, – пояснил «НИ» г-н Хомяков. – Префектуры – вообще избыточное звено в сложившейся трехуровневой системе управления». По мнению политолога, надо укрупнять районы, ликвидировать префектуры и на районном уровне сосредоточить решение всех социальных, экономических, финансовых проблем, которые существуют. «125 муниципальных образований нужно преобразовать, к примеру, в 35. А в каждом районе создать муниципальный или районный совет. Этот райсовет избирал бы себе исполнительную власть, которая отвечала бы перед ним, а не перед префектом или мэром. Тогда бы система работала и отвечала на те вызовы, которые существуют в городе. Она бы была ближе к власти и ближе к обществу», – сформулировал свою идею Валерий Хомяков.

С тем, что местное самоуправление в Москве нуждается в коренном реформировании, согласны абсолютно все эксперты. Руководитель исполкома Всероссийского совета местного самоуправления Светлана Разворотнева считает, что управы и префектуры – фактически органы государственной власти, которые решают все вопросы. «У муниципалитетов никаких полномочий, кроме организации культурно-массовых мероприятий, не было. И практически не было ресурсов на проведение этих же мероприятий. Мало того, организация местного самоуправления в столице сильно отличается от всей страны, но это никак нельзя объяснить тем, что Москва – большой город. Потому что, например, в Санкт-Петербурге муниципалитеты представляют собой более полноценную структуру с достаточно широкими полномочиями и финансовым обеспечением. А в Москве это просто декорация», – заявила «НИ» эксперт. Роль органов местного самоуправления в городе должна быть усилена, полагает г-жа Разворотнева.

Лекарство от коррупции

Кстати, еще одна проблема, которая неизбежно возникает при многоуровневой системе управления и которую надо решать, – коррупция. Чем больше инстанций нужно пройти для принятия какого-либо решения, тем больше вероятность, что у гражданина «сдадут нервы» и он захочет уладить вопрос в обход всех кабинетов. Взяточничество в рядах мелких столичных чиновников, к сожалению, не редкость. Как полагает замдиректора Института развития гражданского общества и местного самоуправления Илья Константинов, стержнем необходимой реформы должно стать придание органам местного самоуправления тех возможностей и ресурсов, которые соответствовали бы возложенным на них функциям.

«Функций, на мой взгляд, уже достаточно много, а вот ресурсное обеспечение органов местного самоуправления слабое. В силу этого получается, что все они независимо от уровня и способа формирования страдают от хронического безденежья, и в этих условиях то, что там бывают случаи коррупции, для меня совершенно неудивительно», – рассказал «НИ» эксперт. При этом г-н Константинов подчеркивает: необходимые преобразования нельзя осуществить без полноценной реформы всей государственной структуры и политической системы России. «Это может быть сделано только в комплексе, потому что распределение денежных потоков – это альфа и омега, становой хребет российской государственности. Власть в России – это деньги, даже не наоборот, не деньги – власть, а именно власть – деньги. И пока положение остается таким, я думаю, что все реформы местного самоуправления будут носить декларативный характер», – считает Илья Константинов.

"