Posted 23 декабря 2014,, 21:00

Published 23 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:02

Updated 8 марта, 04:02

Экстремальное чтиво

Экстремальное чтиво

23 декабря 2014, 21:00
Российские власти не намерены ослаблять решительную хватку в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Для дальнейшего нивелирования идейных угроз активизируются даже традиционно спокойные регионы, продолжается ужесточение законодательства. Но для властей некоторых субъектов федеральные законы, похоже, не писаны: там с прот

В целях противодействия «злоупотреблениям» со стороны СМИ российское правительство в начале недели внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий изменения Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Документом предусматривается установление значительных штрафов для изданий за оправдание терроризма и экстремизма, а также введение ответственности за пропаганду культа насилия и жестокости. Эксперты восприняли инициативу кабмина настороженно: по их мнению, отдельные пункты являются избыточными, так как наказание за подобные деяния предусмотрены другими законами, а часть предложений открывает простор для избирательного правоприменения.

В пояснительной записке к проекту правительственных поправок подробного обоснования их актуальности и необходимости принятия не дается. Сказано лишь, что документ «разработан в целях усиления противодействия экстремистской деятельности и злоупотреблению свободой массовой информации». В соответствии с предложением для СМИ вводятся штрафы до 1 млн. рублей за оправдание как экстремистской, так и террористической деятельности. Председатель Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов обратил внимание на то, что в соответствии с законом «О СМИ» за подобное нарушение предусмотрено принудительное закрытие изданий. Таким образом, в случае одобрения инициативы парламентом в КоАП будет введена дублирующая санкция. «Это противоречит Конституции», – цитирует г-на Федотова сайт СПЧ.

Профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Илья Шаблинский опасается, что под запрет могут попасть фактически любые статьи с мало-мальски серьезными попытками оппонирования власти. «В законе об экстремистской деятельности даны признаки состава преступления. Но суды и прокуратура перестали с ними считаться и подводят под экстремизм просто критические высказывания, – рассуждает эксперт в беседе с «НИ». – Поэтому с принятием этих поправок можно будет говорить о дальнейшем сужении поля свободы».

Кроме того, правительство хочет штрафовать СМИ за «пропагандирующие культ насилия и жестокости» материалы на сумму до 200 тыс. рублей. Член комитета Госдумы по информационной политике от «Справедливой России» Алексей Казаков считает, что в существующем виде проект закона принимать не стоит. «Что понимать под жестокостью и культом насилия? Мне это непонятно. При желании почти любую публикацию можно признать пропагандирующей, – сказал депутат в комментарии «НИ». – Да, в этой сфере нужно наводить порядок. Но предлагаемая формулировка неточна. Нужно доработать документ».

Помимо всего прочего, еще одну поправку предлагается внести в статью 20.29 КоАП, в которой установлена ответственность за распространение материалов, уже включенных в перечень экстремистских. Штраф должен составить до 1 млн. рублей.

На портале правовой статистики Генпрокуратуры РФ опубликована информация о совершении и раскрываемости преступлений различного характера в регионах России. В десятке лидеров по экстремистским преступлениям значатся Татарстан, Москва, Дагестан, Краснодарский и Алтайский края, Свердловская, Челябинская, Курская, Кировская области и Подмосковье. Всего за 11 месяцев текущего года на территории страны зарегистрировано 938 преступлений экстремистской направленности.

Какие же преступления скрываются за сухими цифрами статистической отчетности?

18 декабря в Казани вынесен приговор трем мусульманам, принимавшим участие в автопробеге с флагами «Хизб ут-Тахрир». На черных флагах арабской вязью была написана шахада, за которую подсудимых признали виновными в возбуждении ненависти и участии в деятельности экстремистской организации. Они получили довольно значительные сроки: от 3,5 до 6,5 года лишения свободы.

IT-специалист из подмосковного Домодедова Роман Матвеев подвергся преследованию за репост демотиваторов на форуме в рубрике «Атеизм». Следственный комитет счел возбуждением вражды коллаж на патриарха Кирилла. На Алтае суд признал владельца книжного магазина в Бийске виновным по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) и оштрафовал его на 2 тыс. рублей. Правонарушением сочтено то, что на прилавке магазина была обнаружена книга текстов запрещенных Свидетелей Иеговы.

В Адыгее возбуждено уголовное дело против экологического активиста Валерия Бриниха. Его хотят наказать за публикацию статьи о загрязнении окружающей среды свиноводческим комплексом. Прокуратура решила, что автор статьи «сеет вражду», а также «призывает к осуществлению экстремистской деятельности». 22 декабря стало известно, что Калининский районный суд Чебоксар приговорил блогера Сергея Петрова к штрафу в 1 тыс. рублей за цитирование экстремистского лозунга. Причем Петров цитировал его с целью критики, а не поддержки, но это не уберегло его от наказания.

В Амурской области силовики взяли на карандаш публикацию демотиваторов, высмеивающих обвинения Украины в фашизме. По словам Владислава Никитенко, его обвиняют в публикации изображения жетона российской патрульно-постовой службы с орлом и жетона времен Третьего рейха, сопровождавшегося высказыванием Андрея Макаревича о том, что фашизм жив и в России. Подобные намеки правоохранителям не понравились.

Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский обращает внимание «НИ» на тревожную тенденцию последних лет: «Если раньше среди антиэкстремистских расследований доминировали дела о насильственных преступлениях, то сейчас – о пропаганде». То есть людей наказывают не за угрожающие общественной безопасности поступки, а за слова. Причем даже в случае обоснованности привлечения к ответственности сами деяния в основной своей массе являются крайне незначительными, например единственный националистический комментарий в соцсети, отмечает эксперт. В текущем году, по сведениям г-на Верховского, за насилие на почве вражды было вынесено приговоров в три раза меньше, чем за пропаганду. Хотя еще в 2010 году соотношение было ровно обратным. Но зато такие «мелкие» преступления позволяют МВД выдавать впечатляющие статистические показатели раскрываемости дел.

На прошлой неделе, выступая на торжественном вечере в честь Дня работников органов безопасности, президент Владимир Путин призвал сотрудников повышать эффективность борьбы с терроризмом и экстремизмом. Не отстают и законодатели. 19 декабря Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект, запрещающий руководителям признанных экстремистскими объединений создавать новые. В конце ноября правительство одобрило инициативу, предусматривающую обязательный административный надзор за отбывшими наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления экстремистского и террористического характера.

На рассмотрении парламента находится и законопроект, предусматривающий уголовную ответственность для родственников осужденных террористов и поражение их в правах. Согласно идее, наказываться близкие террористов будут в том случае, если просто поддерживали с ними контакт в течение последнего года. При этом по проекту депутата Романа Худякова освобождение от наказания за факт контактов с родственником возможно лишь в случае доноса на него не менее чем за три месяца до самого преступления.

Впрочем, отсутствие на сегодняшний день каких-либо правовых норм для привлечения к ответственности родственников террористов не является препятствием для внесудебных расправ. Во всяком случае, на отдельных территориях Российской Федерации. На последней пресс-конференции главы государства прозвучала просьба прокомментировать слова руководителя Чечни. После спецоперации против боевиков в Грозном Рамзан Кадыров заявил, что родственники убитых преступников будут выдворены из республики, а их дома снесены до основания. На следующий день после обещания главы республики неизвестные люди в масках подожгли дома нескольких жителей Чечни, которые были родственниками нападавших. Владимир Путин во время беседы с журналистами отметил, что никто в стране не имеет права нарушать законы. Президент также заверил, что по фактам поджогов будет проведена проверка. Пострадали в Чечне и правозащитники, которые заявляли о нарушении Кадыровым российской Конституции. После того как руководитель Комитета против пыток Игорь Каляпин выразил протест, Рамзан Кадыров назвал его пособником террористов, а офис правозащитников в Грозном был сожжен. Опять же – неустановленными лицами.

Международные организации Amnesty International и Human Rights Watch потребовали от российских властей незамедлительно провести тщательное расследование всех нападений и угроз и привлечь виновных к ответственности. Однако даже после пресс-конференции Владимира Путина, на которой он сказал о недопустимости внесудебных расправ, в Чечне продолжили разрушать дома родственников боевиков. Уже на следующую ночь, 19 декабря, в селе Кошкельды Гудермесского района неизвестные с помощью бульдозера разрушили дом близких одного из предполагаемых участников подполья. «Слова Путина не дошли до адресата? – задается вопросом Игорь Каляпин. – Президент свою позицию высказал предельно четко».

"