Posted 23 декабря 2014,, 21:00

Published 23 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:02

Updated 8 марта, 04:02

Тайное и явное

Тайное и явное

23 декабря 2014, 21:00
Вчера в Москве прошел саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и заседание Высшего евразийского экономического совета с участием глав шести стран – России, Белоруссии, Армении, Таджикистана, Казахстана и Киргизии. Попутно разрешилась интрига, связанная с поездками в минувший понедельник в Киев бел

Поездки Лукашенко и Назарбаева были оценены многими, особенно украинскими или проукраинскими аналитиками, чуть ли не как «бунт» ключевых участников евразийской интеграции. В Киеве Лукашенко, напомним, сделал довольно резкое заявление в адрес России. Это вызвало негативную реакцию депутатов Госдумы, в частности главы комитета по международным делам Алексея Пушкова, который предостерег Лукашенко от повторения судьбы Милошевича и Каддафи, «заигрывавших» с Западом. А Назарбаев в Киеве предложил наладить сотрудничество с Украиной в военной и космической отраслях, а также возобновить поставки угля в страну, то есть решить ключевой для украинцев вопрос. Из-за боевых действий в Донбассе, вызвавших прекращение поставок угля, Украина оказалась в непростом положении: началась массовая остановка энергоблоков на теплоэлектростанциях (в том числе на важнейшей ТЭС страны – Трипольской) и веерные отключения электричества. Правда, было не очень понятно, как реализовать предложенные Назарбаевым проекты без кооперации с Россией – ведь поставки угля из Казахстана на Украину иначе, чем через территорию нашей страны, осуществить невозможно. Иллюзия «бунта» окончательно рассеялась в понедельник поздно вечером, когда Нурсултан Назарбаев прилетел в Москву и накануне саммита провел двустороннюю встречу с Владимиром Путиным. Судя по официальным сообщениям, на встрече обсуждалась беседа с Петром Порошенко и, помимо всего прочего, был подписан протокол об обмене грамотами о ратификации Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Между прочим, согласно третьей статье этого документа, стороны обязуются воздерживаться от поддержки каких-либо действий, направленных друг против друга, а в четвертой статье говорится о том, что обе страны «проводят согласованную внешнюю политику». То есть договор делал бессмысленными предположения о возможном военном сотрудничестве или даже союзе Казахстана и Украины в ущерб России.

Вопреки пессимистическим прогнозам, саммит в Москве не стал началом очередной ссоры с белорусским лидером. Напротив, Лукашенко стал первым президентом из приехавших на саммит, которого Путин поприветствовал (причем оба президента не просто пожали руки, а обнялись) и с которым побеседовал отдельно. Вторым был, собственно, тот, кто должен был стать главным героем дня, – президент Армении Серж Саргсян. На заседании Высшего евразийского совета фактически завершена долгая процедура присоединения его страны к договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Также подписан договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС. Из значимого в рамках двух московских мероприятий стоит отметить углубление военного сотрудничества в рамках ОДКБ. Так, был подписан документ о создании коалиционных авиационных сил организации.

В своей речи на саммите ОДКБ Владимир Путин говорил о сложной международной обстановке. «Наш саммит проходит в непростой период, ситуация в мире динамично меняется, обостряются старые проблемы, – констатировал глава государства. – Но, к сожалению, появляются и новые. Происходит деформация системы глобальной безопасности». Любопытно, что среди этих угроз НАТО не было упомянуто. Зато впервые Путин назвал в числе угроз, которым должно противодействовать ОДКБ, «Исламское государство» – группировку ИГИЛ, в составе которой, кстати, находится немало выходцев из бывшего СССР. Лукашенко же в своей весьма эмоциональной речи заметил, что в его стране понимают: «Ситуация у наших границ никогда еще не была столь напряженной и взрывоопасной». При этом белорусский лидер подчеркнул, что основным средством снижения этой напряженности «должны стать дипломатические меры».

«Я не думаю, что имела место какая-то самодеятельность, не согласованная с Москвой, – оценил, учитывая последующие события, поездки Назарбаева и Лукашенко в Киев заведующий отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. – Возможно, какие-то заявления Лукашенко (но не осторожного и взвешивающего каждый шаг Назарбаева) были экспромтом, но сами поездки, конечно, были согласованы с Москвой».

Прологом к каким договоренностям стали киевские вояжи Назарбаева и Лукашенко, возможно, станет ясно сегодня, когда в Минске возобновятся переговоры по ситуации в Донбассе. Впрочем, не исключено, что с визитом связана и новость, которую сообщил вчера глава Крыма Сергей Аксенов. По его данным, украинцы снимают энергетическую блокаду полуострова: в день визитов Лукашенко и Назарбаева в Киев Украина и Россия, оказывается, подписали соглашение о транзите российской электроэнергии в Крым.

"