Posted 23 декабря 2012,, 20:00

Published 23 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:18

Updated 8 марта, 05:18

Былое и Дума

Былое и Дума

23 декабря 2012, 20:00
В пятницу состоялось последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы, поставившее завершающую точку в работе нижней палаты парламента за целый год. Финальным аккордом законодательной деятельности стало принятие резонансного закона о запрете на усыновление – ответа российских парламентариев на американский «акт Маг

Безусловно, последней громкой законодательной инициативой уходящего года стало принятие «антимагнитского закона». Сопредседатель Cовета национальной стратегии Валерий Хомяков сказал «НИ», что последняя инициатива Думы, когда все фракции в один голос вдруг приняли «наш ответ Чемберлену», то есть «акту Магнитского», показала, что все фракции, в том числе и так называемая системная оппозиция, «выполняют заказ Кремля». «Сам факт такого единодушного «одобрямса» говорит о том, что оппозиции в Думе у нас больше нет. Тем самым они доказали, что действительно являются системной оппозицией, встроенной в систему власти, и охотно подыгрывают ей», – уверен Валерий Хомяков.

Политолог Дмитрий Орешкин уточняет, что помимо поправки, вводящей запрет на усыновление российских детей, незаметно прошла и другая чудовищная инициатива, еще больше ужесточающая работу НКО. «Вот мы сейчас дергаемся вокруг детей, по которым нанесен удар в рамках «антимагнитского закона», а рядышком – ограничение для иностранных граждан, участвующих в НКО. Понятно, что это удар по Людмиле Алексеевой из Московской Хельсинкской группы, которая помимо русского имеет американское гражданство. Удар по Татьяне Локшиной из Human Rights Watch, да и по другим людям, включая господина Познера, который по телевизору формирует общественное мнение», – считает эксперт.

И все же не все парламентарии проголосовали «за» закон. Были и семь депутатов, проголосовавших «против». Среди них – эсер Илья Пономарев, который в разговоре с «НИ» подчеркнул, что «антимагнитский закон» – позорная страница работы Госдумы».

Другой скандальной главой работы парламентариев стал объемный пакет законопроектов, принятый в ходе так называемой «политической модернизации». По словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, в этом году был принят целый ряд законов по политической модернизации и, в частности, облегчена регистрация новых партий, количество которых увеличилось до 48, возвращены прямые выборы губернаторов. При этом задачи политической модернизации еще не исчерпаны, и в портфеле палаты еще находится законопроект о выборах депутатов Госдумы.

Эксперты и депутаты из оппозиционных фракций сходятся во мнении, что либеральный пакет законопроектов, принятых весной этого года, нельзя ставить на чашу весов с пакетом законов, направленных на борьбу с протестными настроениями. Достаточно вспомнить новое законодательство о шпионаже и нарушении гостайны, поправки, ужесточившие ответственность за нарушения в ходе проведения митингов, возвращение в Уголовный кодекс статьи «Клевета», законопроект, защищающий детей от вредоносной информации, и другие.

Политолог Павел Салин отмечает, что за год работы у парламентариев стал прослеживаться курс на выстраивание жесткого каркаса политической системы. «Все, что касается институциональных моментов, все, что касается нормативно-правовых актов, то здесь работа уже проведена. Теперь стоит вопрос о том, каким образом, насколько избирательно данные законопроекты будут применяться властью. Практически все документы содержат достаточно широкую вилку возможностей для власти, как мягкую, так и предельно жесткую, когда власть будет использовать юридический инструментарий, который она сама для себя установила, для борьбы с критиками и недовольными действующей российской властью», – говорит политолог.

Политолог Андрей Пионтковский работу депутатов называет «взбесившимся принтером», который за этот год выдал громадную серию репрессивных законов. «Мы видим, как эти законы уже претворяются в жизнь. Набирает обороты «болотный процесс», мы видим, что делается с Развозжаевым», – констатирует политолог.

По мнению сопредседателя Cовета национальной стратегии Валерия Хомякова, самыми резонансными законами этого года стали инициативы, связанные с реакцией на протестное движение. «Это многократное увеличение штрафов за участие в несанкционированных митингах. Ничего хорошего ни для власти, ни для общества эти законы не принесли и не принесут. Вместо диалога – трещина между обществом и властью, которая стала еще больше», – отмечает собеседник «НИ».

Шестому созыву депутатов выпала особая роль в развитии экономического законодательства. Дума ратифицировала протокол вступления России в ВТО, сформировала Единое экономическое пространство, приняла федеральный бюджет, обсудила закон об образовании, поправки в жилищное законодательство.

Депутат из «Справедливой России» Илья Пономарев в разговоре с «НИ» отметил, что в принятом бюджете прежде всего стоит упомянуть замораживание пенсионной реформы. «Дыра увеличивается, та реформа, которая была в свое время сделана Зурабовым и Кудриным, нуждается в пересмотре», – говорит эсер.

Руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев отмечает, что на фоне малочисленных позитивных законов появилась масса документов, которые усложняют общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию. «В первую очередь это, конечно, бюджет. Несмотря на послание президента о том, что нужно экономику развивать, бюджет никак на это не отреагировал, он как был бюджетом сырьевой экономики, так им и остался. Поэтому на улучшение социально-экономической ситуации в следующие два-три года рассчитывать не приходится», – говорит г-н Соловьев.

Аналитик Павел Салин рассказывает, что рассмотрение бюджета, в отличие от прошлых лет, прошло практически без широкого публичного обсуждения. «Сейчас обсуждение бюджета постарались сделать как можно незаметнее из-за того, что социальные расходы урезаются, а расходы на оборону и безопасность растут. Поэтому власти невыгодно было, чтобы подобные факты получили широкую огласку. Поэтому все прошло без лишнего шума», – убежден политолог.

Дмитрий Орешкин уверен, что в следующем году активный характер рассмотрения законопроектов продолжится. «Закон – такая вещь, которая накладывает отпечаток не только на граждан, но и на власть. А власть с этим примириться не может. Именно поэтому она сужает права граждан, прописанные в Конституции, штампуя новые ужесточающие законы, пытаясь урезать законодательную основу формирования корпуса наблюдателей. Но политолог уверен, что если в этом направлении все «зацементируют», то прорвет в другом месте, например, в экологических протестах, пенсионных или студенческих, что уже имеет место.

Справедливоросс Илья Пономарев также полагает, что тот темп, который наблюдался весь этот год при рассмотрении законопроектов, продолжится, поскольку это заложено идеологией парламента, которая, как говорит депутат, «порочна». «Считаю, что в год должно приниматься 10–15 законов, и в среднем каждый должен обсуждаться одну-две недели, а не несколько минут на пленарном заседании. Тогда можно будет говорить об осмысленности и проработанности законов, – отмечает парламентарий. – А сейчас много политических инициатив, которые не носят фундаментального характера, но при этом негативно влияют на общественный климат в стране, всех злят и раздражают», – говорит эсер.

Павел Салин уверен, что, как и в этом году, в следующем многие инициативы также будут зависеть от текущей политической и экономической конъюнктуры. «Власть будет ситуативно реагировать на те вызовы, которые будут происходить. Если будет новый всплеск протестной активности, то появится и новый виток законодательства по ужесточению политсистемы. Если будут серьезные вызовы социально-политического плана, то власть сразу бросит все усилия на этот участок. Стратегического плана работы по принятию законов, которые бы кардинально меняли политическую и социально-экономическую действительность, сейчас не существует», – резюмирует эксперт, подчеркивая, что не стоит забывать о том, что Госдума в России – лишь зеркало и проводник тех решений, которые принимаются в высшем эшелоне власти.

ЧЕГО ИСПУГАЛИСЬ ФИГУРАНТЫ СПИСКА МАГНИТСКОГО

«Акт Магнитского», подписанный Бараком Обамой 14 декабря, предполагает не только запрет на въезд в США россиянам, причастным к гибели юриста Hermitage Capital. Как объяснил политик Владимир Рыжков в эфире «Эха Москвы», данный закон предусматривает замораживание их американских активов и счетов и, что самое болезненное, – запрет на совершение любых транзакций в долларах. Потому что все доллары в мире обращаются под контролем эмитента, то есть финансовых властей США. Это значит, что американские юридические лица, то есть банки, должны блокировать все транзакции лиц из «списка Магнитского», если эти транзакции оказываются под их контролем, даже если это происходит вне территории США. Иными словами, фигурантам «списка Магнитского» будут недоступны любые долларовые операции, даже если речь идет о валютном счете в Сбербанке, не говоря уже об американских и европейских банках. «Мне говорили о том, что европейские банки, которые имеют американских акционеров, подпадают под «акт Магнитского», – сказал Владимир Рыжков. – Поэтому не только на территории США будут замораживаться активы, счета, но и по всему миру, где будут транзакции в американских долларах». В связи с тем что принятие «закона Магнитского» готовится также в странах Европы, его фигурантам также станут недоступны транзакции в евро и фунтах стерлингов.


Обаму просят не пускать депутатов Госдумы в США

В пятницу 21 декабря на американском сайте We the People появилась петиция, обращенная к президенту США Бараку Обаме о распространении «акта Магнитского» на депутатов Госдумы, проголосовавших за запрет на усыновление российских детей американцами. Изначально предполагалось, что подписи под ней будут ставить граждане США, однако значительная часть подписантов в итоге оказались россиянами. В субботу вечером ссылку на петицию стали активно распространять в российских соцсетях. В результате за 12 часов было собрано необходимое количество подписей – 25 тыс. Именно столько нужно, чтобы петицию рассмотрела администрация президента США. К моменту подписания номера число подписей перевалило за 30 тыс. То, что Барак Обама всерьез рассмотрит данное обращение, многие ставят под сомнение, однако российские парламентарии восприняли акцию весьма болезненно. Первый заместитель главы комитета Госдумы РФ по международным делам Вячеслав Никонов уже пригрозил американским властям «симметричным ответом», вплоть до разрыва дипломатических отношений. «Это будет беспрецедентным скандалом, вероятно, на грани разрыва дипломатических отношений», – сказал депутат, посетовав, что нельзя запретить собирать подписи.

"