Posted 23 декабря 2009,, 21:00

Published 23 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:21

Updated 8 марта, 07:21

Цепляются за слова

Цепляются за слова

23 декабря 2009, 21:00
В канун Нового года коммунистическая фракция в Госдуме неожиданно озаботилась состоянием топонимики в РФ. Они внесли в нижнюю палату законопроект, предлагающий ввести в стране мораторий на изменение названий городов, областей, краев и республик. По словам встревоженных депутатов от КПРФ, этим они преследуют одну исключ

«Папка ожидания» думских законопроектов пополнилась очередным документом. Представители коммунистической фракции в Госдуме внесли проект закона, который предусматривает ввести мораторий на изменение названий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов сроком на десять лет. Озабоченность «красных географов» в общем-то понятна. После исчезновения с политических карт мира страны под названием СССР волна географических переименований смыла с карты новой страны многие имена и партийные клички. Нет больше Ленинграда, Свердловска, Куйбышева, Загорска, Брежнева, Андропова, Устинова. Даже Георгиу-Деж (в честь бывшего лидера Румынской компартии) был переименован в Лиски.

Тем не менее топонимические потери коммунистов на географическом ландшафте России оказались вовсе не такими уж и катастрофическими. Не пострадал ни один населенный пункт, связанный с именем Кирова. Их как было, так и есть – пять: сразу два полных «тезки» – областной Киров (Вятка) и Киров в Калужской области, Кировск в Мурманской области (б. Хибиногорск), Кировград в Свердловской области, Кирово-Чепецк в Кировской области. Все так же называются два города «железного Феликса» – Дзержинск в Нижегородской области и Дзержинский в Подмосковье. С именем Ленина продолжают шагать в капиталистическое завтра Лениногорск (Татарстан), Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Ленинск в Волгоградской области (до 1919 года – г. Пришиб). Всесоюзный староста сохранил память о себе в балтийском Калининграде (Кенигсберг), но упразднен в подмосковном (ныне Королев). Не тронуты на карте фамилии зарубежных коммунистических вождей – итальянца Тольятти (Самарская область), болгарина Димитрова (Димитровград в Ульяновской области), эстонского революционера Кингисеппа (Ленинградская область), ничуть не пострадали Маркс и Энгельс в Саратовской области. Весьма курьезная ситуация с переименованиями сложилась в двух «революционных колыбелях». Санкт-Петербургу вернули его первородное имя, а окружающая его область осталась Ленинградской. Та же картина на Урале: Екатеринбург восстановили, а имя цареубийцы Свердлова сохранили в названии области.

Авторами законодательной инициативы о топонимическом моратории выступили коммунисты Сергей Обухов и Алексей Корниенко. По их глубокому убеждению, запрет на географические изменения создаст условия для сохранения стабильности в обществе. «Множащиеся инициативы о переименовании населенных пунктов не только вызывают в обществе бурные общественно-политические дискуссии, но и приводят к дестабилизации общества и усиливают расколы в нем» – так пояснили логику своего нормотворчества депутаты.

Ведущий сотрудник Института географии РАН Дмитрий Орешкин назвал законодательную инициативу КПРФ беспомощным пиаром. «Коммунисты демонстрируют свою идеологическую немощь, цепляются за старые слова, которые, по их убеждению, влияют на мировоззрение людей. Они свято верят, что, если жители, например, города Кирова или Ленинградской области будут жить в регионах с нынешними названиями, то у них сохранится и советское мировоззрение, – сказал «НИ» эксперт. – Так выглядит мир в системе коммунистических ценностей. Но это полная ерунда. Как древние кочевники преклонялись, боялись и приносили жертвы скифским бабам, так и коммунисты, уподобившись религиозным сектантам, верят в силу абстрактных символов и слов. А на деле большинству неполитизированных россиян абсолютно безразлично, как называется их поселок или город».

Опрошенные «НИ» юристы и политики единодушны в том, что законопроект о моратории заранее обречен на провал. Сейчас, когда в стране проводится укрупнение и объединение регионов, переименование неизбежно. При этом доминирует отнюдь не идеологическая, а сугубо прагматическая сторона дела.

"