Posted 23 декабря 2007,, 21:00

Published 23 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

Идет охота на бойца

Идет охота на бойца

23 декабря 2007, 21:00
В ближайшие дни в крупных городах страны ожидаются масштабные облавы на призывников. С таким предупреждением в конце минувшей недели выступили правозащитники. При этом военные часто толкуют законодательство в свою пользу и в ущерб призывникам. Так, в столице под облаву попал лидер движения «Оборона» Олег Козловский, ко

С предупреждением о том, что сотрудники военкоматов активно разыскивают призывников, в конце минувшей недели выступила председатель Межрегиональной организации «Солдатские матери» Светлана Кузнецова. Как она пояснила «НИ», в столичных военкоматах повсеместно наблюдается недобор по 20–25 человек, что составляет примерно четверть от плана. Схожая ситуация сложилась в других крупных городах. Тем более что нынешний осенний призыв – последний, когда солдаты отправляются служить на полтора года. Со следующей весны «срочники» будут служить год, и неудивительно, что молодые люди стремятся провести ближайшие полгода дома, а не в казарме. Между тем план призыва на эту осень составляет 132 тыс. человек, что на 9 тыс. больше, чем год назад. По данным правозащитников, жертвами облав, помимо настоящих уклонистов, часто становятся парни, не годные к службе по состоянию здоровья. Чтобы не дать им возможность обжаловать действия военкомата, призыв производят «в ускоренном порядке», и молодой человек прямо в день задержания может оказаться в воинской части. Руководитель центра судебной защиты «Гражданин и армия» Максим Бурмицкий рассказал «НИ», что в случае, если молодого человека забрали в армию прямо на улице, родители призывника могут обратиться в суд с жалобой, что нарушено их нематериальное благо – «семейные связи». Нередко ради выполнения плана по призыву военные толкуют законодательство в свою пользу. На прошлой неделе «НИ» писали о том, как в Санкт-Петербурге в армию забрали 18-летнего школьника Александра Тимофеева, хотя по закону ученикам положена отсрочка до окончания школы либо до 20 лет. А в минувший четверг в Москве попал под облаву координатор движения «Оборона» 23-летний Олег Козловский. Уже на следующий день он оказался в воинской части 11291 в Дмитровском районе, а в субботу его перевели в авиационный полк под Рязань. Примечательно, что г-н Козловский не подлежал призыву по двум основаниям – как выпускник военной кафедры и как учащийся магистратуры Высшей школы экономики. Однако военные воспользовались тем, что офицерское звание Олегу Козловскому формально еще не было присвоено и что магистратура считается не послевузовским образованием, а высшим, тогда как свою отсрочку на получение высшего образования выпускник МГУ уже использовал. Проигнорировали военные и жалобы г-на Козловского на имеющееся у него заболевание вен на ногах, отказав в проведении соответствующего медицинского обследования.

Вечером в минувшую пятницу активисты «Обороны» провели пикет у Минобороны, который был разогнан, а 18 его участников задержаны. В минувшее воскресенье трое из них были оштрафованы на 1–2 тыс. рублей за участие в несанкционированном пикете и неповиновение сотрудникам милиции, а один из пикетчиков получил 15 суток ареста. Правоохранители сочли, что лозунги в защиту Олега Козловского не соответствовали заявленной цели пикета – протесту против фальсификации думских выборов. Директор Института современной политики Владимир Лысенко назвал призыв Олега Козловского «попыткой запугать других молодых ребят, участвующих в демократическом движении». Депутат Госдумы Илья Пономарев, который в четверг пытался вызволить Олега с городского сборного пункта на Угрешке, напротив, заявил «НИ», что военные первоначально не были осведомлены о политической деятельности призывника. Однако затем они сознательно не стали приостанавливать действие явно незаконного приказа о призыве, чтобы не сложилось впечатление, что они пошли на уступки по политическим мотивам.

"