Posted 23 ноября 2008,, 21:00

Published 23 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:48

Updated 8 марта, 07:48

Горячая тема

Горячая тема

23 ноября 2008, 21:00
Не прошло и недели после визита президента России в Вашингтон, как Дмитрий Медведев вновь отправился за океан. Первой остановкой его латиноамериканского турне стало Перу. В субботу здесь открылся саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Основная тема та же – мировой финансовый кр

Столица Перу, которая принимала у себя лидеров 19 государств, а также глав администраций Гонконга и Тайваня, подготовилась к проведению саммита основательно. Целые кварталы Лимы в районе, где проходила встреча, отгородили от остальной части города. Около 10 тыс. полицейских вышли патрулировать улицы. Круглосуточное спокойствие также обеспечивали 200 камер наблюдения, установленные по маршрутам, по которым должны были передвигаться высокопоставленные гости. Но до металлических сетчатых заборов выше человеческого роста, как было в Сиднее, дело все-таки не дошло. Главное же действо происходило в здании штаба сухопутных войск, которое за сходство с военным ведомством США здесь называют Пентагонито (дословно – Пентагончик).

Латиноамериканский колорит саммита стал ощущаться с самого начала. В частности, не слишком строго соблюдался протокол церемонии встречи мировых лидеров с перуанским президентом Аланом Гарсия Пересом. Предполагалось, что высокие гости будут подъезжать в алфавитном порядке, но расписание практически сразу же оказалось нарушено. Не сработала и задуманная организаторами формула равенства в единообразии. Все автомобили, в том числе и «Мерседес» Дмитрия Медведева, подъехали к Пентагонито без опознавательных флажков. И только Джордж Буш прибыл в кортеже из двух автомобилей, да еще и с двумя флажками – американским и перуанским. Уходящий президент США как бы подчеркивал, что прибыл не куда-нибудь, а в свою исконную вотчину – на «задворки Америки». Этот шаг вполне актуален – в это же время российская эскадра на всех парах продвигается к берегам Венесуэлы.

На саммите лидеры АТЭС обсуждали проблемы либерализации торговли, продовольственной безопасности, климатических изменений и борьбы с терроризмом и чрезвычайными ситуациями. Кстати, одна из таких ситуаций как раз случилась в самом Перу. В стране произошло небольшое землетрясение силой 3,5 балла, правда, в Лиме оно, к счастью, осталось практически незамеченным. Но главной темой саммита вполне естественно стали не тектонические, а финансовые потрясения. Глобальный кризис – один на весь мир, и без обсуждения этого рукотворного катаклизма в последнее время не обходится ни одно крупное международное мероприятие.

По словам помощника президента Сергея Приходько, главный тезис лимской встречи – «реализация тех импульсов, которые были даны на саммите двадцатки в Вашингтоне». В Перу фактически делается один из первых шагов на пути к реализации принятой там декларации. В совместном заявлении, принятом по итогам первого дня форума, было отмечено, что, «предпринятые срочные шаги по стабилизации финансового сектора, укреплению экономического роста, будут продолжены в тесном сотрудничестве государств». Экономической тематике были преимущественно посвящены и двусторонние встречи Дмитрия Медведева «на полях саммита».

Первым российский президент встретился с Джорджем Бушем, который через два месяца покинет свой пост. Главы государств не скупились на взаимные любезности. Дмитрий Медведев, поняв речь г-на Буша на английском языке, стал отвечать, не дождавшись переводчика. Поэтому переводчикам пришлось сначала перевести Медведева на английский, а потом с опозданием – Буша на русский. Смысл вступительных слов обоих президентов состоял в том, что, несмотря на некоторые различия во взглядах, проблемы разрешить можно только совместно. С учетом того, что в Белом доме скоро поменяется хозяин, они договорились, что это событие не повлияет на их отношения. Дмитрий Медведев будет встречаться с Джорджем Бушем и после ухода последнего с президентского поста.

А вот с японским премьером Таро Асо беседа протекала более напряженно, хотя по лицам участников это не читалось – следуя восточным традициям, оба все время улыбались. Дмитрий Медведев, оказывается, извлек много полезного из японского опыта прохождения финансовых кризисов. Японец, услышав перевод, отреагировал почему-то радостным возгласом – то ли восторга, то ли удивления. Премьер страны Восходящего солнца не преминул посетовать на судьбу, ведь сразу после вступления в должность ему пришлось заниматься вопросами финансового кризиса, и тут же переключился на излюбленную территориальную тему. Таро Асо поспешил напомнить, что у России и Японии есть нерешенные вопросы, в частности, вопрос неопределенности границ. «Я знаю, что вы юрист, вы понимаете эту проблему», – обратился он к Дмитрию Медведеву, и непонятно, был ли это комплимент, или же тонкий восточный намек. «Нет нерешаемых проблем, – с самурайским спокойствием отреагировал российский лидер. – У нас видите, какая большая делегация, пусть сделают что-то полезное». Входящий в состав этой делегации помощник президента Сергей Приходько потом конкретизировал: от японской стороны он не услышал ничего нового, Таро Асо лишь повторил то, что неоднократно говорили его предшественники. Тем не менее Дмитрий Медведев все равно ответил, что Москва готова продолжить обсуждение мирного договора, который наши страны не могут заключить с 1945 года, и здесь «самое главное – отойти от крайних позиций».

"