Posted 23 ноября 2006,, 21:00

Published 23 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:59

Updated 8 марта, 08:59

Без суда и приговора

23 ноября 2006, 21:00
Сегодня провинциальные чиновники внешне демонстрируют федеральному центру абсолютную лояльность и почитание, но на уровне конкретных дел многие из них руководствуются только собственными клановыми мотивами. В этом смысле наиболее показательна Мордовия.

Президент Мордовии (правда, он больше любит называть себя главой республики) Николай Меркушкин руководит в регионе с 80-х годов. Начал с должности первого секретаря обкома комсомола. В Москве менялась власть, в России – политический строй, а в республике вот уже двадцать лет правит один и тот же политик. И это дает свои плоды. Аналитический портал Приволжского федерального округа сообщает, что президент является самым крупным собственником в Поволжье. По версии Би-би-си г-н Меркушкин входит в список богатейших людей России.

Многочисленные родственники первого лица Мордовии заняли если и не все ключевые, то самые прибыльные места. Например, его братья руководят строительной отраслью и акционерным обществом «Мордовнефтепродукт». Подросшие сыновья возглавили агропромышленный комплекс и развлекательный бизнес. А еще у главы республики есть племянники, зятья, которые тоже не остались без дела. Они фактически контролируют всю политическую и экономическую жизнь в радиусе ста километров от Саранска.

Нельзя сказать, что народ безмолвствует, глядя на такой азиатский абсолютизм республиканской власти. Учредитель и главный редактор единственной независимой газеты «Мордовия сегодня» Анатолий Сардаев попробовал выступить с резкой критикой республиканского режима. Вдобавок опубликовал в своем издании материал о ДТП, в котором погибла девушка. Одним из участников и возможным виновником был назван сын главы Мордовии. Незамедлительно после этого газетчик был арестован. Понадобилось вмешательство Фонда защиты гласности (его глава обратился к представителю президента в Приволжском федеральном округе) и недельная голодовка правдолюбца, чтобы г-на Сардаева выпустили под подписку о невыезде. Впрочем, удивляться нечему. У республиканской элиты были хорошие учителя и партнеры. Долгое время в Совете Федерации Мордовию представлял Леонид Невзлин – совладелец ЮКОСа, а в Госдуме – депутат Дубов, который ныне в бегах.

Судя по всему, такое положение дел не слишком устраивает федеральный центр. И президент небольшой, но очень обжитой республики прекрасно осознает это. Год назад г-н Меркушкин пошел ва-банк: досрочно обратился к Владимиру Путину с вопросом о доверии. Вместо положенных по закону семи дней ответ (положительный) был получен через две недели. Дополнительные семь дней многозначительного молчания давали г-ну Меркушкину возможность обдумать вопрос, а так ли он незаменим на своем посту. И что же в результате?

Последнее республиканское ноу-хау: сажать неугодных в «зону» еще во время следствия. Независимые бизнесмены республики некоторое время назад объединились в профсоюз предпринимателей, чтобы хоть как-то защитить свои интересы. И в конце лета лидер профсоюза Владислав Печников попал за решетку. С полки было снято дело восьмилетней давности об ограблении квартиры, по которому он даже не проходил свидетелем, а был лишь однажды опрошен. И сейчас Владислав Печников сидит уже не в местном СИЗО, а в колонии особого режима, хотя суда еще не было. И не просто в колонии, а в той самой, которую народ прозвал «Белый лебедь». Там содержатся особо опасные преступники.

Впрочем, это далеко не единственный пример, характеризующий ситуацию в Мордовии. И к подобному положению вещей многие здесь уже привыкли. Правда, местные жители никак не могут взять в толк, почему все это устраивает Москву.

"