Posted 23 ноября 2005,, 21:00

Published 23 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

На «Медведя» – мы друзья

На «Медведя» – мы друзья

23 ноября 2005, 21:00
В среду в Воронеже был создан Союз объединенной оппозиции, который стал ответом на попытку партии власти полностью монополизировать политическое пространство. Уникальность этого события состоит в том, что, пожалуй, впервые свои усилия объединили, казалось бы, непримиримые противники – коммунисты и демократы, национал-п

Терпение местных оппозиционеров лопнуло, после того как в прошлые выходные в Воронеже состоялся учредительный съезд молодежного крыла «Единой России» под громким названием «Молодая гвардия». Как писали «НИ», мероприятие получилось весьма помпезное. Молодогвардейцев возили на авиационный завод, где перед концертом группы «Блестящие» студентов разогревали речами партийных лидеров. Митинг в заводском цеху посетил главный «единоросс», спикер Госдумы Борис Грызлов, что придало действу федеральный статус. Мероприятия съезда пикетировали представители местной оппозиции. Видимо, присутствие в городе четвертого лица в государстве подвигло местную милицию на решительные действия. Пикет оппозиции разогнали, а несколько самых активных пикетчиков были задержаны. Позже сотрудники милиции сослались на то, что те вели себя агрессивно, хватали милиционеров за форменную одежду и зажигали файеры. Задержанные были оштрафованы на 500 рублей каждый. Среди них оказались и местные депутаты.

Какую пользу принесут молодогвардейцы своим старшим товарищам из «Единой России», еще неизвестно, но пока результатом их съезда стало создание в Воронеже Союза объединенной оппозиции. Отложив свои идеологические противоречия, в союз вошли левые и правые силы. В среду представители КПРФ, «Родины», «Демократической России» и Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова опубликовали совместное заявление. В нем говорится, что партия власти своими руками создает единый фронт оппозиционно настроенных организаций. «Авторитаризм «единороссов», возомнивших себя хозяевами на территории Воронежской области, перерос в беззастенчивое, ничем не прикрытое использование административного ресурса, пресечение любого инакомыслия», – пишут авторы заявления. Члены нового союза обещают ответить на «беззаконие властей» протестными акциями. Кроме того, они собираются через суд добиваться оценки каждого факта нарушения законодательства и наказания виновных. Первым шагом стал запрос депутата областной Думы Алексея Гаршина, также подписавшего заявление, в котором он требует сообщить, на какие деньги на Воронежском авиазаводе проводилось мероприятие «Единой России». А ведь, как сообщил «НИ» депутат, по его данным, на заводе вскоре готовится крупное сокращение рабочих мест. Также новый союз хочет выяснить, почему 11 студентам Воронежского архитектурно-строительного университета грозит выговор, в случае если они не напишут декану объяснительную записку о причинах «прогула» мероприятий «Молодой гвардии».

Напомним, что вопрос об объединении оппозиционных сил остро встал после парламентских выборов 2003 года, в результате которых «Единая Россия» получила абсолютное большинство кресел в Госдуме. Интересно, что это стало возможным именно после объединения центристских сил, когда поддерживающее Владимира Путина «Единство» слилось с партией «Отечество – «Вся Россия» Юрия Лужкова, Евгения Примакова и Минтимера Шаймиева, попутно поглотив «Народную партию» Геннадия Райкова и пристегнув в качестве попутчиков Партию жизни спикера Совета Федерации Сергея Миронова. Предвидя такое развитие событий, реальные попытки объединить оппозицию накануне тех выборов предпринимал Михаил Ходорковский. По крайней мере, в прессе писали о том, что опальный олигарх финансировал оппозиционные партии, невзирая на их политическую платформу. Но, как известно, все закончилось для него длительным судебным процессом и колонией в Читинской области.

В основном разговоры об объединении оппозиции сегодня ведутся среди сторонников определенных политических взглядов – левые отдельно, правые отдельно, национал-патриоты отдельно. Так трехлетние переговоры демократических сил в лице «Яблока» и СПС пока вылились лишь в совместное участие в выборах депутатов Мосгордумы. Если им удастся по результатам выборов сформировать свою фракцию, то процесс может продолжиться и на федеральном уровне. Хотя и здесь есть свои подводные камни. Так 7 ноября Федеральный политсовет СПС исключил из партии одного из идеологов объединения с «Яблоком» Сергея Жаворонкова. Своего партбилета г-н Жаворонков лишился за участие в «Марше несогласных», который организовал Гарри Каспаров.

Кстати, политическая деятельность гроссмейстера является еще одной попыткой создания объединенной оппозиции. В июне 2005 года Гарри Каспаров создал Объединенный гражданский фронт, целью которого является борьба с нынешней властью. При этом Гарри Кимович решил сконцентрироваться на уличных акциях протеста и призвал все российские партии и общественные организации, от левых до правых, «встать в один строй». Как минимум в СПС не горят желанием вставать в одни строй с г-ном Каспаровым. Зато вчера в мировой сети начал свою работу сайт Михаила Касьянова, состоящий пока из его коротких мыслей вроде такой: «Я считаю своим долгом предпринять усилия для объединения демократических сил, чтобы свободные и честные выборы состоялись в соответствии с Конституцией нашей страны». Кроме того, Михаил Касьянов выразил уверенность в том, что «на выборах президента в 2008 году от демократических сил должен быть выдвинут единый кандидат».

Позже всех об объединении заговорили в стане патриотических сил. В День народного единства Молодежный евразийский союз попытался объединить патриотов под своими знаменами во время Правого марша. Но сначала инициативу евразийцев перехватили националисты из Движения против нелегальной иммиграции, которые привели на марш пару тысяч скинхедов и националистов, и назвали марш Русским. А потом сливки решил снять лично Владимир Жириновский. Через пару дней после марша лидер ЛДПР пригласил в Думу всех участников марша и прямо предложил создавать объединенную национал-патриотическую партию. Дальше разговоров, правда, дело пока не пошло.

Комментируя «НИ» ситуацию в Воронеже, директор Института региональных проблем Максим Дианов напомнил о том, что после «известных событий в городе и так не спокойно было, а тут власть, вместо того чтобы решать проблему скинхедов, устроила шоу». «Но это не единичный случай. Подобные объединения происходили на региональных выборах еще с 1998–99 гг., – сообщил «НИ» политолог. – Тогда в регионах на выборах успешно объединялись «Яблоко» и КПРФ, «Яблоко» и СПС. Был лишь вопрос, против кого объединяться?». И таким объектом обычно становилась действующая региональная власть. «На самом деле здесь работает простая мотивация: если власть заставляет нас что-то делать или что-то запрещает, то в ответ практически все молодежные организации быстро консолидируются на том, что, мол, не надо нам ничего навязывать. Такие настроения существуют и будут существовать практически во всех регионах страны», – пояснил г-н Дианов. На федеральном уровне можно тоже привести примеры объединения различных партий по конкретному поводу. Во-первых, совместное опротестование в Верховном суде результатов парламентских выборов 2003 года «Яблоком» и КПРФ. Кроме того, по мнению политолога, у КПРФ и СПС почти получилось договориться о проведении референдума.

Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин также вспомнил недавний пример подобного объединения правых и левых сил. «Такое объединение было в Пскове на волне протестов против монетизации льгот, где в Комитет самозащиты граждан вошли КПРФ, «Яблоко» и профсоюзы, – рассказал «НИ» эксперт. – Я думаю, что для того, чтобы это были не просто союзы по конкретным поводам, а был создан какой-то комитет или союз, необходим очень сильный раздражитель. Раздражитель, который объединил бы всех – и левую оппозицию, и часть либеральной. Должно быть лобовое столкновение оппозиции с представителями власти». Но в целом г-н Макаркин не считает, что воронежский пример станет каким-то массовым явлением или образцом для подражания.



КАК ПРАВЫЕ И ЛЕВЫЕ СОЗДАЮТ КОАЛИЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

На Украине в январе 2005 года к власти пришла право-левая коалиция, в которую вошли как правые, объединившиеся вокруг Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, так и Социалистическая партия Александра Мороза.

В Германии в ноябре 2005 года участники съездов левой партии СДПГ и правого блока ХДС/ХСС поддержали идею создания право-левого коалиционного правительства, которое возглавила лидер ХДС Ангела Меркель. В конце 60-х в Германии уже был опыт право-левого альянса, когда правительство возглавлял лидер СДПГ Вилли Брандт.

В Израиле две основные политические силы страны – левая «Авода» и правая «Ликуд» – постоянно враждуют. Несмотря на это, право-левая коалиция в стране с участием этих парий – явление чуть ли не обыденное. Последнее их объединение, на основе которого формировалось правительство, было создано в 2004 году.

Во Франции в мае 2005 года накануне общенационального референдума по европейской конституции практически все оппозиционные властям политические силы – от левых до крайне правых – призвали французов голосовать против ратификации этого документа. В итоге большинство французов высказались против предложенного варианта евроконституции.

В Югославии в октябре 2000 года пришла к власти весьма пестрая коалиция противников югославского диктатора Слободана Милошевича, состоящая из 15 политических партий. В «Демократическую оппозицию Сербии» объединились и левоцентрист Воислав Коштуница и либерал Зоран Джинджич.

"