Posted 23 октября 2013,, 20:00

Published 23 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:47

Updated 8 марта, 04:47

Невзирая на Страсбург

Невзирая на Страсбург

23 октября 2013, 20:00
Президиум Верховного суда РФ вчера признал законным приговор экс-главе службы безопасности нефтяной компании ЮКОС Алексею Пичугину, приговоренному к пожизненному лишению свободы за организацию убийств и покушений на убийства. Ранее Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал судебное разбирательство в отношении П
Сюжет
Суды

Поддержать Алексея Пичугина в Верховный суд пришли около 20 человек, в основном пенсионеры. «Почитайте обязательно, это даже хуже, чем у Ходорковского», – передал пожилой мужчина соседке книжку правозащитницы Веры Васильевой «Алексей Пичугин – пути и перепутья». Люди перешептывались между собой, гадая, изменит ли что-то Верховный суд.

Само заседание было коротким и длилось около 40 минут, причем большую часть времени заняло зачитывание материалов дела восьмеркой судей. Осужденный на заседании не присутствовал, видеосвязи с ним также не было. Пришла только адвокат Алексея Пичугина Ксения Костромина.

Поводом для рассмотрения дела в Верховном суде РФ послужило решение ЕСПЧ, опубликованное ровно год назад – 23 октября 2012 года. Рассмотрев жалобу Пичугина, ЕСПЧ признал несправедливым судебное разбирательство, по результатам которого в 2005 году Пичугин был приговорен к 20 годам колонии строгого режима за организацию убийства тамбовских бизнесменов Ольги и Сергея Гориных, покушения на главу управления по общественным связям мэрии Москвы Ольгу Костину и разбойного нападения и покушения на управляющего компании «РОСПРОМ» Виктора Колесова. В 2007 году Пичугина судили второй раз и приговорили к пожизненному заключению за организацию убийств мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, предпринимателя Валентины Корнеевой и покушения на убийство предпринимателя Андрея Рыбина.

ЕСПЧ постановил, что на процессе в Мосгорсуде в 2005 году председательствующая судья Наталья Олихвер незаконно проводила слушания в закрытом режиме. Главному свидетелю обвинения – серийному убийце Игорю Коровникову – Олихвер безосновательно разрешила не отвечать на некоторые вопросы защиты Пичугина. ЕСПЧ признал арест Пичугина законным, однако постановил, что рассмотрение его жалоб на заключение под стражу было затянутым и неэффективным. Таким образом, были нарушены права подсудимого на справедливое судебное разбирательство и на свободу и личную неприкосновенность (статьи 5 и 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). ЕСПЧ счел, что «наиболее уместным видом возмещения было бы проведение нового судебного разбирательства либо возобновление производства».

Замгенпрокурора РФ Владимир Малиновский вчера в Верховном суде заявил, что, «признав незаконным содержание под стражей Пичугина, ЕСПЧ не указал, с какого именно времени», а поводом для нового судебного разбирательства может послужить только «нарушение, которое ставит под сомнение результаты дела».

«Пичугин никогда не признавал себя виновным, и его вина не была доказана по материалам уголовного дела. Процесс необоснованно закрыли для публики и прессы, мотивировав наличием в деле материалов, содержащих гостайну, хотя в процессе ни одного из этих 56 секретных документов исследовано не было. Свидетель Коровников не был предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний», – настаивала на возвращении дела на новое рассмотрение адвокат осужденного Ксения Костромина.

Когда судьи удалились для вынесения решения в совещательную комнату, пришедшие поддержать Пичугина пенсионерки принялись фотографироваться друг с другом. Минут через 15 судьи вернулись в зал и постановили возобновить производство уголовного дела, но лишь для отмены незаконных постановлений о содержании под стражей. Таким образом, формально Верховный суд удовлетворил представление ЕСПЧ о возобновлении производства по делу, но, в сущности, для Пичугина ничего не изменилось: приговор пересматривать не будут.

«Верховный суд проигнорировал решение ЕСПЧ», – заявила адвокат Костромина, пообещав обратиться с жалобой в комитет министров Совета Европы.

"