Posted 23 июля 2013,, 20:00

Published 23 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Переходный период

Переходный период

23 июля 2013, 20:00
Вчера население микрорайона Текстильщик подмосковного Королева обратилось к мэру города с просьбой передать их соседнему городу Юбилейный. И подобных фактов «муниципального сепаратизма» – великое множество. В течение этого года регулярно появляются сообщения о том, что жители различных российских городов и селений треб

«Микрорайон превратился в гетто! – написали жители Текстильщика городскому главе. – Старый разваливающийся клуб, детский сад на 208 мест (предлагается застройщиками под снос), поликлиника, в которой принимают всего три врача-терапевта. Вырубается березовая роща, на остальные полувековые деревья есть порубочные билеты. Вдоль магистральных и внутридворовых дорог отсутствуют тротуары, люди, нарушая ПДД, выходят на проезжую часть, мамы с колясками ходят там же. В летний период вода в реке Клязьма поднимается на 1,5–2 метра, и в случае аварии может подняться до 5 метров и затопить весь поселок до 1-го этажа домов. В дальнейшем планируется застройка микрорайона в соответствии с генпланом города, а стадион и детскую площадку перенесут под линию электропередачи 500 киловольт. Жители просят вас в создавшемся безвыходном положении присоединить наш микрорайон к городу Юбилейный»

Безвыходным положением мотивируют желание присоединиться к Воронежской области и жители Балашовского района Саратовской области. Люди собрали инициативную группу «по отсоединению» и подали документы в территориальный избирком с требованием проведения референдума. Узнав об этом, глава района Елена Щербакова заявила, что она, ее коллеги и депутаты сельсоветов не хотят отсоединяться, им нравится жить в Саратовской области.

Жители Балашовского района – не первые представители региона, добивающиеся перехода в другие субъекты. В январе с подобной инициативой выступило население Петровского района, но речь тогда шла о переходе под юрисдикцию Пензенской области. Инициаторы референдума жаловались на «социально-экономический упадок в населенных пунктах».

Кстати, саратовцев можно назвать пионерами локального сепаратизма. В период с 1999 по 2001 год с просьбами принять в состав региона к губернатору Самарской области обращались жители Ивантеевского района и города Балаково. Однако ни одна из территорий переход не совершила.

В 2006 году город Сертолово Ленинградской области попросился в состав Санкт-Петербурга из-за сложного материального положения. В том же году Новосибирск попытался «выплыть» из Новосибирской области. Депутаты муниципального и регионального парламентов считали, что такая мера позволит оставлять больше налоговых отчислений в городском бюджете и улучшить инвестиционный климат территории. Обе попытки потерпели фиаско.

На днях представители города Чайковский Пермского края отправили губернатору Виктору Басаргину письмо с требованием либо решить множество социально-экномических проблем «терпеть которые уже не осталось сил», либо «отпустить» населенный пункт в соседнюю Удмуртскую республику. Узнав об этой инициативе, про отделение заговорили жители Кировского района Перми, у которых также множество претензий к властям. «Уничтожены все кинотеатры, продана под коттеджи береговая полоса, отравлена почва и воздух работой полигонов по сжиганию ракетного топлива. Три года ремонтируется главная улица», – пишут люди в соцсетях. В мае о намерении уйти из Пермского края заговорили в городе Березники. «Нам надоело проваливаться. Власти, федеральные и региональные, только обещаниями кормят: переселим-переселим. Не переселяют. Скоро весь город уйдет под землю!» – возмущается один из членов инициативной группы Артем Пошехонцев. В середине октября 2006 года в Березниках затопило одну из шахт. Со следующего года в разных частях населенного пункта начали образовываться внушительных размеров провалы земли. Проживает в городе 156 тысяч 300 человек. Прирост населения отрицательный. Согласно данным 2006 года, общая численность жителей составляла 167 200 человек.

Поддержали «переходный» процесс и жители Невинномысска, что на Ставрополье. Правда, в отличие от саратовских или пермских сподвижников, они стремятся к переходу не в другой субъект, а в иной федеральный округ – Южный. Авторы инициативы объясняют «сепаратистское» намерение сложной криминогенной обстановкой, вызванной соседством с национальными республиками.

В апреле население Тавдинского района Свердловской области засобиралось в Тюмень. Как утверждал руководитель инициативной группы, депутат думы Тавды Виктор Никулин, проблемы района уходят корнями в начало 2000-х. Исчезают предприятия, люди лишаются работы, деревни вымирают. Многие тавдинцы уже несколько лет подряд ездят в Тюмень на заработки и даже за медицинской помощью – до Тюмени от Тавды всего 100 километров, а до Екатеринбурга – 360. Власти Свердловской области, по словам Никулина, на беды района не обращают ни малейшего внимания. По этим причинам и возникла идея присоединиться к Тюмени.

В конце марта жители поселка Билимбай Первоуральского городского округа той же области заявили о том, что готовят референдум по выходу поселка из состава ГО. Они желали добиться статуса независимого муниципалитета, «поскольку первоуральские власти не занимаются решением проблем поселка».

Председатель наблюдательного совета некоммерческой организации «Институт демографии, миграции и регионального развития» Юрий Крупнов считает, что «сепаратисты» избрали неверный путь. «Добиваться осуществления своих прав нужно путем обращения к региональным и федеральным властям. Добиваться и добиваться! Если желаемого результата не достигнут – в суд. Создавая инициативные группы и собирая подписи за отделение – они попусту теряют время», – сказал эксперт «НИ».

Генеральный директор Института регионального развития Дмитрий Журавлев солидарен с мнением г-на Крупнова. «Они меняют шило на мыло. Получат вместо плохого губернатора не очень плохого. А изменить границы территорий можно лишь законодательным путем. Юридически очень сложный механизм. К тому же верховная власть никогда на это не пойдет, – считает эксперт. – Увы, власти вспоминают о нуждах народа лишь после того, как он громко возмутится или проявит себя иным способом, например, заявлением о желании «отделиться». Кстати, не исключено, что руководители многих регионов, где возник «муниципальный сепаратизм», поспешат теперь сделать то, чего ранее и требовали люди».

"