Posted 23 июля 2006,, 20:00

Published 23 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

И комиссары с «Дошираком»

И комиссары с «Дошираком»

23 июля 2006, 20:00
Молодежное движение «Наши» проводит на берегу озера Селигер слет комиссаров и сторонников движения, в котором участвуют 5 тысяч человек. Кроме пятикилометровой пробежки в восемь утра, в расписании дня значатся также лекции по идеологии, массовым акциям, журналистике и уроки дружбы. Иногда активисты красят забор. Один д

В половине восьмого по расписанию в лагере звучит гимн России, который заменяет комиссарам будильник. Через полчаса всех активистов (за исключением 2 дежурных от каждой группы) ждут на поляне возле большой сцены, позади которой висит баннер с надписью «будет по-нашему».

Каждый день собирать окурки

После коротких организационных объявлений на сцену выходит федеральный комиссар «Наших» Василий Якеменко. «Дмитрий Окунев – комиссар города Тулы!» – выкликает он грозно. Оказалось, что только что г-н Якеменко увидел, как комиссар бросил окурок на землю. В качестве наказания Василий Якеменко в ультимативной форме предложил ему каждый день собирать выброшенные окурки. А затем призвал активистов в ближайшее время отправиться в расположенный в 25 километрах от Селигера город Осташков, чтобы «сделать улицы чистыми, а заборы крашеными».

После построения «Наших» ждет 5-километровый кросс под руководством Василия Якеменко. Увильнуть от пробежки удается только больным и дежурным. Последние тем временем разводят костры и готовят завтрак – чай и каша; на обед суп, рис или картошка, тушенка и компот. Для тех, кого такое меню не совсем устраивает, на окраине лагеря стоит палатка, в которой можно купить шоколад, газированную воду и вермишель быстрого приготовления. Цены умеренные, спрос большой.

Большинство молодых людей, приехавших в лагерь, – комиссары движения. В прошлогоднем лагере приняли участие 3 тыс. По словам организаторов, на этот раз приехали около 5 тыс. Все они разделены по 20 направлениям, например: идеологи, экономисты, аналитики, информационщики, антифашисты, социологи... Для каждого направления в лагере ежедневно проводят лекции, посещение обязательно.

Специалисты по «втюхиванию»

Политзанятия для активистов начинаются через полтора часа после пробежки. В день, когда в лагерь привезли журналистов, в расписании, в частности, значились лекции главного кремлевского политтехнолога Глеба Павловского, члена Общественной палаты Алексея Чадаева, диакона Андрея Кураева. Представителей оппозиции в списке лекторов нет. Василий Якеменко объясняет это тем, что среди приглашенных лекторов и так достаточно тех, кто исповедует более либеральные идеи, чем, например, бывший премьер Михаил Касьянов и лидер СПС Никита Белых. «Касьянова на Селигере точно никогда не будет, – заявил федеральный комиссар. – Человека, который сидит между сталинистом и демократом, здесь быть не может. А, что касается Никиты Белых, то мы начали с ним сотрудничать в рамках «Фороса» (молодежный политобразовательный лагерь. – «НИ»), но там он назвал активистов движения «козлами». Другим представителям оппозиции (например, Владимиру Рыжкову, Григорию Явлинскому) сегодня же будет направлены приглашения. К Рыжкову тоже могут быть вопросы личного характера, тем не менее эти приглашения будут направлены».

За десять минут до начала лекции активисты с ковриками и зачетками в руках собираются рядом с шатром. В этом году руководство ввело зачетки, в которых отмечается посещение. Особо отличившимся предоставляется возможность стажировки в Администрации президента либо крупных госкомпаниях, а также бесплатное образование в Высшей школе управления.

Тем, кто опоздал на лекцию, грозит штраф – в виде прокола бейджа, без которого нахождение на территории лагеря запрещено. Если прокола будет три, активисту придется покинуть лагерь. Кроме того, отправить домой могут за употребление спиртных напитков. «Я лично вчера выгнал 8 человек, которые купили алкогольные напитки и попытались пронести их в лагерь», – заявил г-н Якеменко. Впрочем, против отчисления одного из них выступили сами активисты. Вечером к палатке, где живет лидер движения, пришла небольшая группа. «Кирилл не уедет!», – стали скандировать хором активисты. «Почему?» – поинтересовался г-н Якеменко. «Он хорошо работал», – аргументировали активисты. «Хорошо, тогда пускай он на три дня поедет в Центр дружбы в Грозный и потом может вернуться в лагерь», – велел строгий Якеменко.

Лекция члена Общественной палаты Алексея Чадаева называлась «Идеология президента Путина». «Идеология – техника и дисциплина, помогающая нам разобраться в собственном пространстве идей, – начал г-н Чадаев. – Пиарщик – это специалист по впариванию и втюхиванию. И есть разница. Вот, например, спрашивают: «Хотите ли вы, чтобы президент Путин нарушал Конституцию?» Отвечаю: «Нет, не хотим». Спрашивают: «А хотите ли вы, чтобы он пошел на третий срок?» И все говорят: «Да, хотим».

Но главной в этот день стала лекция президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, который выступил с большой сцены и рассказал активистам, «какую Россию мы строим». «Я хочу сказать «Нашим» спасибо за идеализм, – заявил г-н Павловский. – В прошлом году надо было быть идеалистом, чтобы идти в «Наши», потому что проще было брюзжать, а быть в каком-то движении среди молодежи не популярно».

Не наши

В субботу Василий Якеменко сказал журналистам, что в первый день из лагеря были выдворены два активиста НБП. «Тайно на территории лагеря в первые часы проживали два человека из НБП, до того времени, как произошла окончательная регистрация всех участников, – рассказал г-н Якеменко. – После чего аккуратно под белые руки их выпроводили и попросили больше сюда не приезжать». «Национал-большевиков на Селигере не было, – сказал «НИ» пресс-секретарь НБП Александр Аверин. – Очевидно, это охота на ведьм».

В пятницу в лагерь пробрались два журналиста, которым один из комиссаров заявил, что в лагере «полный бардак, а организаторы занимаются отмыванием денег». В заключение он добавил, что «все происходящее здесь можно назвать концлагерем». Как стало известно «НИ», после отъезда из лагеря журналистов Василий Якеменко, узнав, кто это сказал, вызвал его на сцену и заставил разъяснить свою позицию. Вчера решение о его дальнейшем пребывании в лагере еще принято не было.

После этого случая радио движения объявило, что на Селигер приехали журналисты и что они часто будут спрашивать о том, «зачем вы вступили в движение», «зачем приехали на Селигер» и «какая идеология у движения». В итоге общаться с журналистами активисты стали неохотно. «Мы ничего вам сказать не можем, – объяснила одна из активисток корреспонденту «НИ». – Обратитесь к нашему руководителю».

Слова великих

В этом году организаторы развесили по всему лагерю призывы и цитаты. «Наши» даже придумали названия улиц: например, проспект Суверенной демократии, который начинается двумя рядами биотуалетов. Кроме того, на проспекте развешены баннеры, лозунги, на которых цитируются высказывания Владимира Путина, заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова, а также устав лагеря. Например: «Демократия в России – всерьез и надолго», «России нарушения не нужны». Кроме того, на территории лагеря можно увидеть портрет президента больших размеров, а также карикатуру политэмигранта Бориса Березовского, печатающего газету «Коммерсант».

«Я не знаю, сколько это стоит»

Какая сумма денег была потрачена на организацию лагеря, г-н Якеменко не говорит, сославшись на то, что не знает. «Я могу сказать, что это не дешево, – заверил лидер движения. – Я не могу дать вам точной цифры, потому что не знаю. Никакой пользы движению эта информация не приносит».

До закрытия лагеря, 29 июля, Селигер посетит губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин и, возможно, замглавы президентской администрации Владислав Сурков. В прошлом году с активистами также встретился президент, в этом году такой встречи в планах нет. «Владимир Путин встретился с активистами движения полтора месяца назад, если он начнет встречаться с нами еще чаще, то всем остальным движениям будет тяжело существовать, – сказал Василий Якеменко. – Хочет приехать и прочитать лекцию Рамзан Кадыров. – Мне хотелось бы, чтобы он для нас прочитал лекцию».

"