Posted 23 июня 2008,, 20:00

Published 23 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:01

Updated 8 марта, 08:01

«Тут не обижаться надо»

«Тут не обижаться надо»

23 июня 2008, 20:00
По мнению представителей американской неправительственной организации Freedom House, Россия превратилась в главную антидемократическую силу региона, и причиной тому является рост цен на нефть и газ. По мнению экспертов, под угрозой – независимые общественные институты, суды и СМИ. В Госдуме, напротив, уверены, что амер

Напомним, Freedom House – это организация, базирующаяся в Вашингтоне (США) и основанная в 1941 году. С 1978 года она проводит исследования состояния политических и гражданских свобод во всем мире. Доклады Freedom House обычно вызывают гнев российских чиновников, поскольку нашей стране постоянно достается от этой организации. Эксперты уже неоднократно обращали внимание на то, что Россия постепенно скатывается в сторону авторитаризма, и говорят о зажиме демократических институтов.

Как отмечают представители Freedom House, в течение последнего десятилетия экономический рост России (а также Казахстана и Азербайджана) основывался на природных энергоресурсах, и тогда же была взращена новая элита «авторитарного капитализма», способствовавшая «разительному упадку гласности и независимости общественных институтов», считают западные правозащитники. Согласно докладу Freedom House уже по итогам прошлого года стало ясно, что «железный треугольник» в лице государственной власти, «боссов промышленности» и служб безопасности привел к упадку избирательного процесса и усилению контроля над политическими противниками и СМИ. «Влиятельные независимые голоса были заглушены и не могут бросить вызов или умерить капризы и злоупотребления руководства страны», – говорится в документе. Как сказал в интервью газете International Herald Tribune директор по исследованиям Freedom House Кристофер Уокер, то же относится и к российским судам, составляющим основу правовой системы. По его словам, властные структуры «держат суды под прицелом», чтобы не допустить принятия ими непредвзятых решений. Что касается СМИ, то влиятельные лица «хотят быть уверенными в том, чтобы их огромные активы и их использование внимательно не изучалось», – отметил г-н Уокер.

Усиливающийся авторитаризм, по мнению экспертов, сказывается также и на внешней политике, проявляющейся в «более напористой и зачастую воинственной позиции России по отношению к своим соседям». В качестве примеров приведены отношения России с Грузией и Эстонией – по мнению организации, Москва препятствует демократическим преобразованиям в первой и оказывает давление на вторую. Впрочем, американские правозащитники возлагают некоторые надежды на нынешнего президента России Дмитрия Медведева. Они приводят слова главы государства, вступившего на свой пост в мае, о том, что он обязался защищать права и свободы каждого гражданина и провозгласил права человека и его свободы высшей ценностью общества.

На российских политиков заявления американских правозащитников особого впечатления не произвели. «Уже 15 лет, а то и больше, одно и то же, что бы тут ни происходило», – прокомментировал «НИ» доклад Freedom House заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов. По его словам, «люди там обленились, им надоело мониторить ситуацию». «Они привыкли, что Россия это некий правочеловеческий ужас, вот они это и переписывают каждый год», – уверен российский парламентарий.

По мнению известного правозащитника Валерия Борщева, критика со стороны всегда воспринимается болезненно, «тем более, иногда эта критика бывает и гипертрофированная». Но, по сути, считает правозащитник, то, что в России свертываются демократические институты, вполне очевидно. «Нарушается независимость в СМИ, отсутствует независимый суд, идет давление на неправительственные некоммерческие организации, – говорит «НИ» г-н Борщев. – Это, конечно же, драматически сказывается на жизни нашей страны. Тут не обижаться надо, а надо утверждать демократические ценности в нашей стране». С другой стороны, депутат-«единоросс» Андрей Климов соглашается, что мы далеки от совершенства, правда, тут же добавляет, что знает, ситуацию в некоторых странах Евросоюза и «там тоже ничего хорошего нет». Правда, он не назвал, в каких именно странах «ничего хорошего нет». «Да, у нас есть проблемы, да, эти проблемы большие, но они гораздо меньше, чем были 10–15 или даже 5 лет назад», – резюмирует г-н Климов.

"