Posted 23 мая 2010,, 20:00

Published 23 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:49

Updated 8 марта, 06:49

Докажи, что живой

Докажи, что живой

23 мая 2010, 20:00
Недавно разразился скандал вокруг ветеранской надбавки, которую получали живущие в Германии российские пенсионеры, участники Великой Отечественной. Как уже рассказывали «НИ», из-за целого ряда бюрократических рогаток в законодательствах двух стран наши пожилые соотечественники фактически лишились этих средств. Решить

Израильтянин Борис Котлов, бывший житель подмосковной Истры, пожаловался корреспонденту «НИ» на сложности получения в российском консульстве свидетельства «о нахождении в живых». Без этого весьма специфического нотариально заверенного документа, ежегодно отсылаемого в Пенсионный фонд РФ, выплата пенсий прекращается, где бы ни жил российский пенсионер, хоть в Белоруссии, хоть в Мексике. Выдается же он только в личном порядке. Но, во-первых, очередь за ним в российских консульствах в Тель-Авиве и Хайфе растягивается на месяцы. Во-вторых, даже очень пожилым гражданам, находящимся на учете в консульстве, необходимо прийти лично и удостоверить свое относительное здравие. Так, Дмитрию Котлову, отцу Бориса, ровно 90 лет, но и он вынужден был лично предстать перед консульскими работниками.

На строгость подхода в этом вопросе жалуются наши пенсионеры, живущие в самых разных странах мира. С Германией же случай особый. «НИ» уже не раз рассказывали о странной позиции германских и российских чиновников в отношении живущих в ФРГ российских ветеранов ВОВ, включая инвалидов войны и ленинградских блокадников. По мнению самих ветеранов, главной причиной происходящего стало то, что подведомственный Минздравсоцразвития Пенсионный фонд РФ переводит нашим соотечественникам ветеранскую надбавку к пенсии одной строкой с самой трудовой пенсией, что вступает в противоречие с законодательством ФРГ. Ведь Германия не признает за российскими пенсионерами их трудовой стаж на родине и выплачивает им по этой причине только «базовое обеспечение в старости». Выплата этого социального пособия в ФРГ строго обусловлена отсутствием собственных доходов, к числу которых относится и иностранная трудовая пенсия. Хотя минтруда и соцзащиты ФРГ запретило засчитывать «военную надбавку» россиян как доход, чиновников на местах это не смущает. В Израиле, кстати, столь жесткого подхода нет – хочешь и можешь – работай. То же, касается, скажем, и Испании (где зарубежные пенсионеры могут работать, но только не полный рабочий день), да и большинства стран Запада.

Но не Германии. Соответственно, когда на немецких счетах российских участников Великой Отечественной войны их ветеранские деньги появляются в «одном пакете» с трудовой пенсией, германские чиновники рассматривают эти средства как единый доход и забирают всю сумму в пользу государства. Это тем более выглядит нонсенсом, если учесть, что немецкие участники Второй мировой получают все причитающиеся им за войну преференции и вознаграждения в полном объеме. Заметим, что эта проблема касается только ветеранов ВОВ. «Обычным» российским пенсионерам жаловаться не на что – ведь немецкое социальное пособие в 350 евро превышает среднюю российскую пенсию (около 200 евро).

Бывшему россиянину, жителю Аугсбурга (Бавария) Вениамину Нояховичу Гейхману 91 год. Когда началась Великая Отечественная, он пошел служить в береговую авиацию на Северный флот, затем участвовал в составе подразделения лыжников в прорыве Ленинградской блокады, войну закончил в Будапеште в составе Второго украинского фронта. Дважды ранен. Корреспондент «НИ» беседовала с ним и его супругой 90-столетней Анной Герасимовной, закончившей войну в звании младшего лейтенанта, в их маленькой аугсбургской квартирке.

Анна Герасимовна имеет удостоверение жительницы блокадного Ленинграда и в соответствии с программой возмещения ущерба блокадникам и бывшим узникам концлагерей Сlaims Conference получила компенсацию в размере 2,5 тыс. евро. Эта сумма, согласно закону, не засчитывается как доход и соответственно не может быть никоим образом быть востребована финансовыми органами. Однако все из-за того же, условно говоря, «правила одной строки», введенного Пенсионным фондом РФ, баварские власти теперь требуют возвращения этой суммы. На письмо супругов Гейхман обер-бургомистру Аугсбурга г-ну Гриблю на днях пришел ответ о том, что его ведомство направило запрос в социальный орган по этой конкретной ситуации и будет держать авторов письма в курсе расследования.

C одной стороны, немецкие чиновники требуют от ветеранов ежемесячного отчета о поступлениях пенсионных денег, с другой стороны, Пенсионный фонд Российской Федерации в ответ на соответствующую просьбу четы Гейхман отвечает (письмо подписано заместителем начальника Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, М.Е. Трусковой), что «пенсионным законодательством Российской Федерации не предусмотрено ежемесячное извещение граждан РФ о производимых выплатах сумм пенсии. Соответствующая информация предоставляется только на основании личных обращений граждан». В распоряжении редакции имеется копия этого письма. На официальный запрос «НИ» по этой проблеме был получен ответ, гласящий, что «в платежном поручении банком указывается, что соответствующие суммы являются пенсионным переводом из России. При этом платежный банковский документ не может свидетельствовать о размере и видах пенсий, получаемых гражданином».

«Для получения информации о видах, размере пенсии, ее индексации, а также о курсе валют и выплаченных суммах пенсий личный приезд в Россию необязателен», –подчеркнул сотрудник пресс-службы ПФ РФ Станислав Дегтярев. – Эта информация предоставляется гражданам, проживающим за границей, по их письменному обращению, которое может направляться посредством почтовой связи в орган, осуществляющий их пенсионное обеспечение». Другое дело, что ветераны должны периодически обращаться в российские консульства, нотариально заверять, а затем отправлять свои обращения в ПФ РФ – все для того, чтобы получить необходимые справки.

А вот у российских пенсионеров и ветеранов ВОВ, живущих в США, подобных проблем нет. Пенсии они получают исправно. Но здесь своя история. Дело в том, что те из них, кто в свое время эмигрировал в США, отказавшись от советского, затем российского гражданства, были лишены любых выплат, и с тех пор ситуация не изменилась. Корреспондент «НИ» опросил 10 пенсионеров и ветеранов войны, эмигрировавших из СССР в США и ныне проживающих в Чикаго. Все они здравствующие по сей день люди в возрасте от 85 лет и старше. Среди них – 91-летний бывший летчик, три года проведший на фронте Владимир Городецкий. «При оформлении документов на выезд из Советского Союза меня предупредили, чтобы я больше не думал о советской пенсии, – сказал «НИ» г-н Городецкий. – И я о ней даже не хочу вспоминать. Я и моя жена, мы оба получили пенсии после приезда в Чикаго. Нам их вполне хватает для жизни и даже остается для развлечений и подарков нашим внукам». Все иммигранты пожилого возраста, включая и ветеранов войны, прибывшие в США из бывшего Советского Союза и прибывающие сейчас из России, получают пенсии наравне со всеми гражданами страны. Для них нет никаких ущемлений и никаких привилегий. Причем те, кто эмигрировал из Советского Союза или из России и по прибытии в США нигде не работал по причинам возраста или состояния здоровья, тоже получают пенсию. В каждом штате сумма пенсий таких пожилых людей разная. Но в среднем, о чем свидетельствуют данные Минфина США, индивидуальная месячная пенсия в нынешнем году составила в среднем 764 доллара, а сумма пенсии женатой пары – 1 тыс. 112 долларов.

«Когда-то я мечтал жить на берегу Москвы- реки», – сказал «НИ» пенсионер Матвей Липянский, проживающей в квартире, полученной по пенсионной субсидии. – Теперь мы с женой любуемся Мичиганом. Нашей пенсии вполне хватает для того, чтобы можно было жить в самом дорогом районе Чикаго».

ГРУЗИНСКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗАВИДУЮТ РОССИЙСКИМ

Живущие в Грузии российские пенсионеры беспрепятственно получают положенные им ежемесячные выплаты в той форме, в какой они предпочитают. Чаще всего они пользуются пластиковыми картами, которые обналичивают в банкоматах или в банковских кассах. Есть среди них и те, кто часто и на длительный период ездят в Россию, и поэтому предпочитают получать пенсионные накопления непосредственно на месте. Подавляющее большинство подолгу живущих в республике российских пенсионеров – выходцы из самой Грузии разных национальностей, имеющие гражданство РФ. Среди них немало бывших военнослужащих Вооруженных Сил СССР, т.е. «военных пенсионеров». А вот подолгу гостящие в Грузии пенсионеры, которые имеют вид на жительство в России и получают российскую пенсию по старости, могут ее лишиться, если будут отсутствовать на территории РФ более 6 месяцев. Подавляющее большинство грузинских пенсионеров по старости могут рассчитывать лишь на ежемесячную пенсию в размере 100 лари (примерно 60 долларов), а пенсионеры в регионах – на меньшую сумму. Просуществовать месяц на эти деньги, которые значительно ниже прожиточного минимума, очень тяжело.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси


УКРАИНЦАМ, ПОКИНУВШИМ РОДИНУ, ПЕНСИИ НЕ НАЧИСЛЯЮТ

Законодательство Украины в отношении права на пенсию граждан, проживающих за рубежом, гуманным не назовешь. На днях Верховная рада отказалась разрешить выплату пенсий украинским мигрантам. Как пояснили «НИ» украинские юристы, документ предусматривал отмену одного из пунктов закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», согласно которому выплата пенсий прекращается на весь период проживания пенсионера за рубежом. Также предполагалось отменить нормы статьи, предусматривающей, что во время пребывания пенсионера за рубежом пенсия может выплачиваться ему лишь в случае, если это предусмотрено договором Украины с конкретным государством.
Таким образом, в связи с отклонением Радой этого документа пенсионеры–граждане Украины, как и ранее, в период нахождения за рубежом ничего не получат. Этот законопроект был зарегистрирован в парламенте 22 мая 2008 года. Но еще раньше, 3 августа 2006 года, Рада уже приняла закон с точно таким же названием. Более того, президент Ющенко его подписал, но, видимо, в бюджете не нашлось денег, и решение вопроса «зависло». Украина по-прежнему так бедна, что попросту экономически не в состоянии выплачивать пенсии гражданам, покинувшим ее пределы. На протяжении всех лет независимости при выезде за границу на постоянное проживание пенсионеру начисляют выплату за полгода вперед и выдают ее единоразово, после чего никто эмигранту ничего не должен. Пенсионер же, временно находящийся по каким-то причинам за пределами украинского государства, может написать заявление с указанием уполномоченного представителя, который за него на родине будет получать пенсию. Заявление можно подать в Пенсионный фонд через уполномоченного, но при наличии доверенности, либо через консульскую службу.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

"