Posted 23 апреля 2007,, 20:00

Published 23 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:36

Updated 8 марта, 08:36

«Люди отчаянно хотят опротестовывать все это»

23 апреля 2007, 20:00
Правозащитники и политики уже больше недели собирают жалобы от граждан, которые пострадали в ходе «Маршей несогласных», проходивших в Москве и Санкт-Петербурге. Как вчера сообщили «НИ» в приемной Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, пока к ним поступила только одна жалоба. Зато в Объединенный гражд

Как пояснил «НИ» начальник Отдела защиты политических прав человека и административных процедур Николай Васильев, в приемную уполномоченного по правам человека в РФ поступила пока только одна коллективная жалоба от пяти человек из Санкт-Петербурга. В аппарате Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека «НИ» тоже рассказали, что число жалоб пока весьма незначительно и жалобы эти идут от правозащитных организаций, которые собирают обращения граждан. «Пока это все не в том виде, в котором мы хотели бы, – сообщили «НИ». – Мы бы хотели получать заявления лично от граждан, но их что-то пока не видно». Однако в Совете ожидают, что в ближайшее время количество жалоб будет все же больше. Так, в движении «За права человека» «НИ» сообщили, что у них на данный момент 6 обращений из Москвы и из Санкт-Петербурга.

Свою «горячую линию» имеет Объединенный гражданский фронт (ОГФ). На данный момент туда поступило 80 обращений от жителей Москвы и Санкт-Петербурга. «С этими обращениями сейчас работают юристы, и я думаю, что почти все, кто обратился, будут подавать жалобы, – рассказала «НИ» советник лидера ОГФ Гарри Каспарова Марина Литвинович. – Если суд над участником марша уже состоялся, то судебное решение будет обжаловано, затем направляется жалоба в прокуратуру, а копии Элле Памфиловой с Владимиром Лукиным и депутату Владимиру Рыжкову. У кого суд еще не прошел, туда едут наши юристы и пытаются помочь». По словам г-жи Литвинович, в основном люди жалуются на незаконные задержания, причем очень много писем от граждан, которые не являлись участниками марша: «Они шли по своим делам, а их просто хватали и увозили. Эти люди больше всего разозлены и отчаянно хотят опротестовывать все это».

На прошлой неделе независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков уже направил генпрокурору Юрию Чайке первые четыре заявления от имени граждан, избитых при разгоне «несогласных». В приемной депутата «НИ» сообщили, что на данный момент собрано еще 15 таких заявлений из Москвы и Санкт-Петербурга. «Граждане очень активно звонят и привозят материалы в приемную, – рассказали там. – Приезжают даже с видеоматериалами». Вчера г-н Рыжков обратился с запросом к главе МВД РФ Рашиду Нургалиеву по факту «жестокого обращения» ОМОНа с гражданами. Также депутат предложил ввести для сотрудников ОМОНа идентификационные номера. По его мнению, одной из причин жестокого обращения омоновцев с москвичами и петербуржцами было то, что все стражи порядка были без опознавательных знаков. «От безнаказанности они зверели еще больше», – уверен парламентарий. В настоящее время продолжает действовать «горячая линия» Петербургского гражданского комитета, открытая еще после проведения «Марша несогласных» 3 марта. «Сейчас у нас в работе, то есть на контакте с юристами, – 24 человека», – рассказали «НИ» там.

В управлении взаимодействия со СМИ и общественностью Генпрокуратуры РФ «НИ» сказали, что пока не располагают информацией по жалобам граждан. «Может быть, они и есть, но поступают просто в другие подразделения Генеральной прокуратуры», – объяснили там. В приемной прокуратуры Москвы «НИ» сообщили, что таких жалоб скорее всего нет. В ГУВД Москвы также говорят, что к ним не поступали жалобы от граждан. А вот на сайте прокуратуры Санкт-Петербурга сообщается, что по результатам проведения 15 апреля «митинга в защиту конституционных прав и свобод граждан РФ» в 38-й отдел милиции УВД Адмиралтейского района поступило 12 телефонограмм из медицинских учреждений города по фактам обращений граждан за медицинской помощью в связи с телесными повреждениями, полученными после проведения митинга. Со слов пострадавших повреждения ими получены в результате действий сотрудников милиции, которые должны были обеспечивать охрану общественного порядка после проведения публичного мероприятия. «Этим занимаются районные прокуратуры, – сказала «НИ» старший помощник прокурора Санкт-Петербурга по связям со СМИ Елена Ордынская. – По состоянию на четверг–пятницу в прокуратуру Адмиралтейского района поступило 2 жалобы».

Вместе с тем 19 апреля группа правозащитников, среди которых были представители «Мемориала», Международной хельсинкской федерации и Центра развития демократии, встретилась с Верховным комиссаром по правам человека Совета Европы Томасом Хаммарбергом. В ходе встречи комиссару были переданы материалы по поводу нарушений прав человека российскими правоохранительными органами во время проведения протестных маршей. Отвечая на вопрос «НИ», председатель Совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов выразил надежду, что вопрос о нарушениях прав граждан во время недавних массовых шествий будет рассмотрен на ближайшем заседании ПАСЕ. «Господин Хаммарберг проявил большой интерес к этой проблеме, – рассказал г-н Орлов. – Он обещал ознакомиться с переданными ему материалами и хорошенько над этим подумать».

"