Posted 24 января 2019,, 11:54

Published 24 января 2019,, 11:54

Modified 7 марта, 16:27

Updated 7 марта, 16:27

Валерий Соловей: почему госпропаганда молчит о Курилах

Валерий Соловей: почему госпропаганда молчит о Курилах

24 января 2019, 11:54
Фото: youtu.be
Политолог Валерий Соловей наряду со многими другими коллегами отмечает любопытный факт: даже российский МИД высказался по проблеме Курильских островов, но обычно словоохотливая пропаганда, рассчитанная на массовую аудиторию телезрителей, в этот раз как будто воды в рот набрала.

"У меня ощущение, что российское руководство, Кремль обобщенно, он не исключал возможности передачи двух островов, он не исключал того, что об этом будет сказано, - говорит Валерий Соловей в эфире радио "Свобода". - Косвенный показатель, но очень важный – это отсутствие всякой телепропаганды, то есть машина ждала указаний развернуться в воздухе на 180 градусов, было полное ощущение.

Я предполагал, что решение будет принято в последний момент. И в последний момент оно было принято такое, какое мы услышали. Какие причины? Первая – внутриполитическая. Это не боязнь протестов, как раз протесты оказались смехотворными, их динамика не была бы внушительной. Это боязнь удара по рейтингам. Курилы – это очень важное место в символической карте русского сознания. Явно не соответствующее реальному политическому, геополитическому значению, но в символической карте. Вы вспомните, наше сознание спокойно проглотило передачу Китаю островов, и Даманского пресловутого, чего там только не передавали, никто внимания не обратил вообще. Но Курилы в этой символической ментальной карте занимают важное место. И вторая причина кажется очень меркантильной – это повышение нашей запросной позиции. Мы решили, если уж эти острова отдавать, то как за возможно более высокую стоимость инвестиционных проектов.

Обратите внимание, что за время переговоров прозвучала цифра 30–35 миллиардов долларов инвестиционные проекты. Я не знаю, что было в закрытой части, но я уверен, что запросная позиция значит очень много для Российской Федерации по нынешним условиям. Конечно, будут вестись переговоры, будут дипломаты улыбаться, выражать надежду в коммюнике совместных. Но если вопрос политически не будет решен в этом году, он не будет решен уже в ближайшие несколько лет совершенно точно. В 2020 году у России на первый план выйдет внутриполитическая повестка, думские выборы, плюс возможные изменения в конституцию, тут будет уж совершенно точно не до Курил.

Мне кажется, что то, что сказал господин Лавров — это действительно старые, давным-давно известные аргументы. Обратите внимание, что они в течение года не использовались, они не фигурировали. Если они были включены в последний момент, то только, чтобы продемонстрировать внутренней аудитории, российской аудитории в первую очередь, что Россия ни пяди земли не намерена отдавать, не добившись реализации своих стратегических интересов и целей. Я думаю, что японцы об этом или догадываются, или, возможно, предупредили, они это молча проглотили и пошли на переговоры. Потому что здесь, как нигде, в вопросе Южных Курил важна реакция внутренних аудиторий, и для России, и для Японии тоже.

Могу сказать совершенно точно, с очень высокой долей уверенности, что передача двух островов нанесла бы очень серьезный удар по патриотическому сознанию именно сторонников Владимира Владимировича. Ядерный его электорат будет поражен в самое сердце. Потому что это скрыть не удастся, как было с островами на Амуре, это не удастся никак подать, как бы ни работала пропаганда успешно.

В России есть люди, группы людей, корпорации, заинтересованные в хороших связях с Китаем. Но что самое интересное, те же самые люди и группы людей всячески ратовали за улучшение отношений с Японией. Очень часто и в данном случае это одни и те же люди. Как такового прокитайского или прояпонского лобби здесь совершенно точно нет. России было бы крайне желательно иметь хорошие отношения с Японией в виду прогрессирующего усиления Китая. Рано или поздно нам придется искать ему противовес, может быть даже уже сейчас. Я знаю, что сейчас об этом задумываются. А противовес — это Япония, это южные корейцы, Соединенные Штаты. Будет совершенно четкий индикатор: если на ТВ начнут обсуждать проблему Курил в определенной тональности, значит историческое решение будет вот-вот объявлено".

"