Posted 23 января 2012,, 20:00

Published 23 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:54

Updated 8 марта, 05:54

Радиоактивная «Чакра»

23 января 2012, 20:00
Вчера на заводе «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края прошла церемония передачи атомной подводной лодки К-152 «Нерпа» в лизинг ВМС Индии. Субмарина передается индийцам, присвоившим ей название «Чакра», сроком на десять лет за 900 млн. долларов. Эксперты отмечают, что эта не имеющая аналогов в истории отечес

Церемония, отметим, прошла без прессы по просьбе представителей дипмиссии Индии. Что неудивительно, учитывая резко негативное отношение общественности этой страны и местных экологов к активно развивающемуся ядерному сотрудничеству между двумя государствами, которое теперь перешло и в военную сферу. Напомним, что в индийском Куданкуламе, где при помощи России сейчас возводится АЭС, продолжается бессрочная забастовка, начатая еще прошлой весной. Ее участники опасаются повторения трагедии «Фукусимы». Недавно из-за продолжающихся протестов станцию покинули несколько тысяч сезонных индийских рабочих. Никто из 150 наших специалистов, работающих на АЭС, объект не оставил. Зато российский экипаж теперь оставил атомную субмарину, передав ее индийским морякам, прошедшим курс подготовки, чтобы впервые за всю историю ВМС страны получить в свое распоряжение подобную технику.

По оценкам экспертов, на фоне многомиллиардного военно-технического сотрудничества Москвы и Дели, оценивающегося до 2016 года более чем в 50 млрд. долларов, передача атомной подлодки не выглядит особым коммерческим успехом. 100 млн. долларов в год, которые по условиям контракта Россия будет зарабатывать на сдаче в аренду субмарины, – не такая уж большая сумма на общем фоне. При этом политические, экологические и бизнес-риски, связанные с возможной аварией подлодки и способные причинить серьезный ущерб ныне успешному российско-индийскому военному сотрудничеству, оцениваются гораздо дороже.

Кроме опасности аварии на «Чакре», которую могут допустить не обладающие достаточным опытом индийские моряки, вполне возможен и сценарий провоцирования гонки ядерных вооружений между Индией и Пакистаном. Напомним, что Исламабад ведь уже обладает атомной бомбой.

Ядерные амбиции Дели ранее послужили причиной американского эмбарго на поставки вооружений этой стране. Поначалу это сыграло на руку российским «оборонщикам», сумевшим заполучить за последние годы до 70% индийского оружейного рынка. Однако сейчас ситуация изменилась. Вашингтон и Дели от конфронтации перешли к военно-техническому сотрудничеству, что мгновенно ударило по интересам российских «коробейников от ОПК». Так, осенью наш новейший вертолет Ми-28Н проиграл американскому «Апачу» в тендере стоимостью 600 млн. долларов. Весной российский Миг-35 вылетел из «конкурса века», объявленного индийскими военными и предусматривавшего закупку 126 истребителей общей стоимостью 10 млрд. долларов.

Компенсировать потери Рособоронэкспорт планирует благодаря поставкам военно-морской техники. Этот год должен стать «прорывным». Дели наконец-то получит авианосец «Адмирал Горшков», сроки сдачи которого затянулись на несколько лет, а стоимость контракта выросла вдвое – до более 2 млрд. долларов. С задержкой почти на год в Индию поплывут и три фрегата – «Тег», «Таркаш» и «Триканд», также успевшие подорожать за время затянутого строительства до 1,6 млрд. долларов. Наконец, передача в аренду «Нерпы» также записана российскими экспортерами в свой актив.

Однако насколько успешной может оказаться эта сделка, пока неясно. Руководитель энергетических программ «Гринпис-Россия» Владимир Чупров рассказал «НИ»: «Нет сомнения, что, получив в свое распоряжение атомную субмарину, индийцы будут ее дублировать и создавать аналогичные технологии. Точно так же поступали и Китай, КНДР. Тем же путем идет и Иран, развивающий свои ядерные программы при российском участии. Таким образом, речь идет о дальнейшем расширении ядерного клуба, которое не добавит безопасности в мире, особенно учитывая напряженные отношения Индии с Пакистаном».

По оценкам аналитиков, сдача в лизинг субмарины, на которой уже в 2008 году произошла авария, унесшая жизни 20 российских моряков, коммерчески сомнительна и политически недальновидна. Как сказал «НИ» аналитик Центра политических исследований Дмитрий Абзалов, «история с «Нерпой» едва ли является «прорывом» в бизнесе, скорее это попытка удержать позиции на индийском рынке, который мы начинаем терять».

"