Posted 23 января 2008,, 21:00

Published 23 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

Гонка за автографом

23 января 2008, 21:00
Сегодня Центральная избирательная комиссия должна зарегистрировать четвертого кандидата в президенты – Андрея Богданова. Судьба другого борца за кресло президента – Михаила Касьянова – решится в воскресенье. Шансов у последнего мало – в его подписных листах обнаружили около 16% брака вместо 5% допустимых. Впрочем, по м
Сюжет
Выборы

Еще во вторник стало известно, что брак в проверенных подписных листах, собранных в поддержку Андрея Богданова, не превысил 3%. В подписях его политического оппонента Михаила Касьянова эта цифра достигла почти 16 %, и лишь 27 января станет известно, разрешат ли экс-премьеру побороться за кресло главы государства. Впрочем, Михаил Касьянов уже успел заявить, что отказ в этом будет носить «политический характер», и потребовал от Генпрокуратуры расследовать случаи давления на его сторонников. Заодно он посоветовал журналистам не списывать его со счетов, намекнув, что вопрос о его снятии с предвыборной гонки до сих пор остается открытым.

Действительно, вокруг собранных командой Михаила Касьянова подписей разыгрываются нешуточные страсти. Вчера ЦИК выявила 50 недостоверных подписей из Нижегородской области и отправила их туда для проверки. Как рассказал председатель нижегородской избирательной комиссии Станислав Бисин, практически во всех случаях есть расхождения или неточности. «Была даже подпись человека, умершего еще до начала избирательной кампании», – привел пример г-н Бисин. Ранее в Республике Марий Эл на одного из сборщиков подписей завели уголовное дело за «фальсификацию избирательных документов».

Между тем эксперты утверждают, что собрать, не нарушая закон, два миллиона подписей за кандидата за месяц нереально. «Для этого нужно иметь базы данных, которые проверяются ДЭЗами, надо обойти все квартиры, с каждым человеком поговорить. А у нас люди стали недоверчивые и не всем двери открывают. А тут еще подпись нужно поставить, а с какой это стати?» – объясняет «НИ» независимый политолог Дмитрий Орешкин. По его словам, штабам кандидатов приходилось собирать подписи, пользуясь дорогостоящими услугами «специальных натасканных фирм», и каждая подпись обошлась не менее чем в доллар-полтора. Несложно подсчитать, что каждый кандидат отдал за автографы примерно 2–3 миллиона долларов. Однако, по словам Михаила Касьянова, на сбор он потратил всего 1 млн. 753 тыс. российских рублей, а Андрей Богданов и того меньше – 811 тыс. «деревянных»

Эксперты, впрочем, утверждают, что дело не только в ресурсах, просто «само законодательство дает возможность убрать любого неугодного кандидата». «Власти прекрасно знают, что технически собрать 2 миллиона подписей за месяц просто невозможно и активно используют этот механизм как элемент политического давления. Они применяют закон о выборах избирательно – например, команду Михаила Касьянова запугивают уголовными делами, а Андрей Богданов с 3% брака замечательно себя чувствует», – объяснил «НИ» г-н Орешкин. Действительно, не совсем понятно, где г-н Богданов за два месяца сумел найти больше 2 млн. сторонников. Ведь еще в декабре на парламентских выборах Демократическую партию, лидером которой он является, поддержали в 20 раз меньше людей – всего 89 тыс. человек (0,13%). В это число, вероятно, вошли и 50 тыс. положенных по закону членов партии, а также их родственники. Кроме того, тогда людей не надо было разыскивать по квартирам – они сами приходили на избирательные участки. Дмитрий Орешкин объясняет все просто – откуда бы ни были подписи Андрея Богданова, «браковать их нельзя». «Этот кандидат нужен власти и должен остаться для обеспечения легитимности выборов, если вдруг Жириновский, Зюганов и Касьянов откажутся баллотироваться в президенты», – заключил эксперт.

"