Posted 22 сентября 2008,, 20:00

Published 22 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:56

Updated 8 марта, 07:56

«Государство все-таки пока правовое»

22 сентября 2008, 20:00
Вчера в Москве правозащитники рассказали об итогах трехдневного визита в Ингушетию. На пресс-конференцию пришел также отец убитого владельца сайта «Ингушетия.ру» Магомеда Евлоева, который рассказал об итогах проведенного ими расследования обстоятельств гибели его сына. Также он сообщил, что кровную месть он никому не о

Пресс-конференцию, посвященную ситуации с правами человека в Ингушетии, председатель МХГ Людмила Алексеева открыла сообщением о похищениях мирных граждан в республике. Убийства чиновников и милиционеров, которые происходят в республике, по словам правозащитников, власти списывают на террористическое подполье, основу которого, по мнению властей, составляют «беженцы из Северной Осетии и люди из бедных семей» (см. интервью Людмилы Алексеевой во вчерашнем номере «НИ»). «Я в Ингушетии была три дня, мне на реабилитацию нужна неделя», – сказала правозащитница. Людмила Алексеева также рассказала, что все заявления (за исключением двух), переданные ей родственниками похищенных людей, исчезли из сумки, которую она сдала в багаж. Оттуда же, кстати, пропали и подаренные Муратом Зязиковым часы. Член МХГ Валерий Борщев сообщил журналистам, что похищенных увозят в СИЗО Владикавказа и что он лично видел письмо министра внутренних дел Рашида Нургалиева, адресованное Владимиру Путину, «чтобы не перевозили ингушей в Осетию». По его словам, в письме также сообщалось, что в Осетию были вывезены 186 человек, а в терроризме обвинили только 21-го.

Присутствовавший на пресс-конференции руководитель оргкомитета по проведению общенационального митинга Магомед Хазбиев рассказал, что в Москве за две недели были похищены 10 ингушей. Одному из похищенных Магомеду Хамхоеву удалось бежать. По словам г-на Хазбиева, он побывал в Серебряном бору в доме, где держали Хамхоева. «В элитном особняке оборудован подвал, где есть камеры, как для заключенных, примерно на 50 человек», – рассказал вчера Магомед Хазбиев. По его словам, позже в здании появился человек, который заявил, что это дом Минобороны. Сейчас г-н Хамхоев находится в больнице. Информацию о том, что похищения имеют отношение к захвату заложников в Беслане, г-н Хазбиев опроверг. «Ситуацию надо разряжать, иначе мы получим гражданскую войну», – прокомментировал ситуацию Валерий Борщев. Для этих целей правозащитники совместно с уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным намерены создать в Ингушетии группу переговорщиков.

Помимо правозащитников на пресс-конференцию также приехал отец убитого в конце августа владельца сайта «Ингушетия.ру» Магомеда Евлоева – Яхья Евлоев, который рассказал об итогах собственного расследования обстоятельств гибели сына. Он отметил, что с самого начала «все действия произведены незаконно». «Наши следователи в таком громком убийстве сразу же сделали вывод, что это убийство по неосторожности», – отметил отец погибшего оппозиционера. Теперь расследование этого дела передано в главное следственное управление СКП по Южному федеральному округу. Г-н Евлоев-старший рассказал журналистам, что «во время первого допроса следователь говорил, что будет относиться к делу со всей ответственностью, но после, уже на третьем нашем свидании, я вижу, что следователь понурый». «Начинает задавать вопросы, касающиеся выстрела, что он мог быть по неосторожности, – рассказал он. – Я говорю: я там не был, зачем вы меня спрашиваете, спросите меня про отношения, про то, были ли угрозы. А он говорит, что нас сейчас это не интересует». Г-н Евлоев считает, что «они намерены это дело передать в суд по статье 109, неосторожное убийство».

«Прямыми виновниками» смерти сына Яхья Евлоев назвал президента Ингушетии Мурата Зязикова и министра внутренних дел Мусу Медова. Впрочем, заявление об объявленной ранее кровной мести он опроверг. «Может быть, в день смерти сына кто-то что-то и сказал, – сообщил вчера он. – Я, например, кровную месть никому не объявлял. Государство все-таки пока правовое, будем действовать этими методами, хотя в Ингушетии месть тоже не отменена».

"